Характеристика театрализованной деятельности в детсаде

Содержание

Театрализованная деятельность в детском саду — эффективный метод развития дошкольников. Ее возможности широки, в процессе ребенок получает навыки, которые необходимы в обществе: умение выражать свои чувства словами и мимикой, понимание эмоций других людей и т.д.

Театрализованная деятельность

Важность приобщения детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к деятельности в театральной сфере имеет большое значение. Участие в ней позволяет дошкольнику развивать речь, причем под этим подразумевается не только содержательный аспект языка, но и образный, эмоциональный. Т. е. каждый участник попадает в условия, обучающие его выражению эмоций и мыслей. Вместе с этим развивается и эмоциональный контроль.

Умение корректно показывать свою чувства — залог грамотной коммуникации в дальнейшем, ведь те, кто не имеет такого навыка, сталкиваются с непониманием окружающих, и это, в свою очередь, может привести к страху, отчужденности и враждебности, проявляемых такой личностью.

Что касается содержательной части языка — ребенок, играющий какого-либо персонажа, совершенствует культуру речи и ее грамматический настрой, развивает словарный запас.

Важным является и тот факт, что спектакль смотрят посторонние. Страх публичных выступлений является частой проблемой для взрослых людей. Человек может иметь богатые воображение и внутренний мир, испытывать яркие эмоции, но бояться показать это окружающим. Привычка к пребыванию на сцене, развитая в детстве, избавляет от зажатости и стеснения при выступлениях перед широкой аудиторией в будущем.

Кроме того, для детей участие в спектаклях — способ разностороннего познания окружающего мира через звуки и образы. Театр близок и понятен дошкольникам, т. к. в его основе лежит игра. По этой причине в такую деятельность они включаются с радостью.

Важность приобщения детей

Участие в спектакле требует от воспитанников эффективного общения с друг другом, умения работать в команде и действовать слаженно. Благодаря этому развиваются коммуникативные навыки и усваиваются социальные нормы.

В процессе репетиций от ребенка требуется воля и систематичность. Одновременно с этим развиваются и изобретательность, способность к импровизации, быстрому и творческому мышлению.

Театр — эффективный способ привить детям моральные качества, помочь освоить необходимые нравственные нормы. Воспитанники должны оценить и проанализировать поведение героя, вникнуть в посыл произведения.

Вживаясь в роль, ребенок учится сочувствовать и сопереживать персонажу и событиям.

Участие в театрализованной деятельности помогает детям развить творческие способности и эстетическое восприятие искусства, умение улавливать интонации и эмоциональные оттенки, оценивать особенности речевых оборотов.

Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ

Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т.д.

Поставленные задачи

Задачи деятельности в театральной сфере:

  • активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
  • ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
  • тренировка речевого дыхания;
  • развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
  • расширение интонационного спектра речи;
  • освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
  • вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
  • формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
  • заучивание реплик и действий, улучшение памяти.

Поставленные задачи

Цели творческой активности

Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:

  • расширение знаний об окружающем мире;
  • знакомство с театром;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности;
  • совершенствование речи;
  • улучшение когнитивных способностей;
  • физическое развитие;
  • совершенствование навыков экспрессии;
  • социализация детей.

Принципы театрализованной деятельности

Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.

Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере:

  • разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
  • включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
  • использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
  • применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
  • построение эффективной системы мотивации.

Принципы

Классификация игр

Театральные игры отличаются широким разнообразием — существует множество способов организовать спектакль.

Их можно поделить на 2 основные группы:

  1. Режиссерские игры. Ребенок — режиссер и сценарист, а «актерами» служат игрушки. Он управляет ими, наделяет моделью поведения, озвучивает, используя различные средства выразительности.
  2. Игры-драматизации. Дети являются «артистами», они сами исполняют роль какого-либо персонажа, самостоятельно создают образ, используя вербальные и невербальные способы передачи чувств.

Эти 2 группы, в свою очередь, делятся на подвиды.

Настольный театр

Режиссерский вид игры. Театральное действие происходит на столе. Фигурки действующих лиц и декорации маленького размера.

Чаще всего настольный театр бывает:

  • бумажным или картонным — все необходимое дети вырезают из бумаги и картона сами, по шаблонам;
  • магнитным — используется магнитная доска и персонажи, стоящие на ней;
  • из природных материалов — например, из листьев, желудей, шишек и т.д. создаются действующие лица, которые помещаются в ящик (он служит сценой).

Настольный театр

Представление на стенде

Режиссерская игра, при которой декорации и фигурки крепятся на определенную поверхность.

Виды стендовых спектаклей:

  • фланелеграф — доска с натянутой на нее тканью, на которую липучкой или булавками крепятся персонажи;
  • театр теней — на вертикальную поверхность белого цвета, освещенную направленным на нее ярким источником света, с помощью кистей рук отбрасываются тени, которые играют роль героев (иногда вместо теней от рук используют заготовленные плоские фигурки черного цвета).

Наручный или пальчиковый

Кукла надевается на руку или пальцы ребенка. Героев для наручного или пальчикового театра можно купить в магазинах или сделать самостоятельно с помощью ткани, иголок и ниток. Иногда такие игрушки изготавливают из бумаги.

Пальчиковый театр

Напольное представление

В этой театрализованной игре используются марионетки. Управлять куклами, дергая их за веревочки, непросто, поэтому воспитанники детского сада не прячутся за ширмой, а остаются на «сцене». Но это не делает представление менее интересным и зрелищным.

Верховой театр

Еще один вид режиссерской театрализованной игры, в которой роль персонажей играют куклы. В отличие от напольного спектакля, верховой предполагает, что куклы находятся выше человеческого роста.

Типы верхового театра:

  • тростевой — куклы закрепляются на высокой палке;
  • бибабо — работает по принципу наручного театра, с тем отличием, что здесь куклы действуют из-за высокой ширмы.

Верховой театр

Живые куклы

Театр живых кукол — популярная на утренниках и занятиях по развитию речи и иностранному языку деятельность.

Есть 3 типа такого театра:

  • масочный (маски дети могут изготовить самостоятельно или приобрести в магазине);
  • платочные куклы (голову, руки и ноги куклы пришивают на одежду, а ребенок держит ее и движениями своего тела управляет персонажем);
  • куклы-великаны (персонажей играют профессиональные актеры или воспитатели).

Полноценный спектакль в костюмах

Костюмированный спектакль — это игра-драматизация. Дети с помощью одежды и аксессуаров перевоплощаются в героев произведения, а затем, задействуя текстовые реплики, мимики и жесты, отыгрывают персонажа на сцене. Такая деятельность требует тщательной подготовки и многочисленных репетиций. В детском саду костюмированные спектакли проводят по каким-либо поводам: праздники, утренники и т.д.

Полноценный спектакль в костюмах

Формы организации представлений

Существует 3 формы организации представлений в ДОУ:

  1. Творческая деятельность, которая осуществляется с участием взрослых в рамках игр на занятиях или праздниках. К такой деятельности также относятся посещение театров, организация театрального уголка и т.д.
  2. Самостоятельная деятельность, без участия взрослых. В основном практикуется в старших группах, при подготовке и проведении утренников. Такая активность помогает детям научиться самоорганизации, самостоятельности и ответственности.
  3. Игры с привлечением кукол. Благодаря такой деятельности воспитанники могут решать познавательные задачи в игровой, понятной форме. Куклы становятся «участниками» занятия.

Необходимые атрибуты

В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.

Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.

В стандартный театральный уголок включаются:

  • картинки;
  • игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
  • ширма, которая будет служить занавесом;
  • материалы для изготовления декораций и костюмов;
  • маски и костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • афиши и фотографии.

Ширма

Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.

В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.

Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.

Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.

В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.

В подготовительной группе активно проводятся игры-драматизации. Театральный уголок может наполняться всевозможными костюмами, декорациями, реквизитом.

Полезные видео по созданию атрибутов и организации

Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.

Несколько YouTube-каналов на эту тематику:

  • kiDstream;
  • «Хэндики»;
  • Елена Гусева.

Разновидности занятий по театральной деятельности

Формы организации театрализованной деятельности в детском саду могут быть различными. В ходе активности, направленной на подготовку представления, дети приобретают опыт коллективного сотрудничества и построения взаимоотношений, осваивают социальные нормы. Это является неотъемлемой частью психологического приготовления к школе.

Подготовка к спектаклю — единый педагогический процесс, который происходит в течение полного дня и проявляется во многих видах активности воспитанников. На литературных занятиях дети знакомятся со средствами художественной выразительности, на музыке — учатся воспринимать эмоциональное состояние поющего, разучивают этюды и т.д., на рисовании — придумывают сюжеты, изображают существующих персонажей или придумывают собственных. Еще дети разучивают скороговорки и выполняют упражнения, развивающие интонации и тембр.

Разновидности занятий

Типы театральных занятий:

  • типовые — включают в себя элементы театрально-игровой деятельности, ритмопластику, художественно-речевую деятельность, театральную азбуку;
  • доминантные — в них преобладает один из перечисленных видов деятельности;
  • тематические — на них все перечисленные виды деятельности объединяются разбором какой-либо общей темы;
  • комплексные — обсуждение и изучение различных видов искусств (театра, хореографии, музыки, поэзии, изобразительного искусства), их анализ и оценка их применения в разных произведениях;
  • интегрированные — здесь в качестве стержневого вида деятельности может выступать не только художественная деятельность, но и любая другая (например, небольшие игры на других занятиях);
  • репетиционные — проведение репетиций представления.

Приемы для организации занятий

Чтобы деятельность проходила с максимальной пользой для развития дошкольников, существует немало приемов организации занятий. На то, какие из них и в какой форме будет использовать педагог, влияют возраст воспитанников, поставленные цели и т.д.

Индивидуализация заданий

Один из основных приемов, используемых педагогами во время организации занятий. Важной чертой современной системы образования является стремление найти подход к каждому, отказ от шаблонности. Есть несколько способов персонализировать театральную деятельность в ДОУ, и выбор метода зависит от цели, которую преследует индивидуализация.

Индивидуализация заданий

Например, если ребенок является интровертом и попытки вовлечь его в публичные выступления не приносят положительных результатов, можно попробовать найти ему другую деятельность, связанную с театром. Например, он может готовить декорации или костюмы.

Детям-экстравертам, свободно проявляющим эмоции на публике и имеющим выраженные способности к актерской игре, преподаватель должен дать возможность развить талант. Если, например, воспитанник хорошо читает стихи, можно привлечь его к этой деятельности, вставив в сценарий несколько поэтических элементов.

При таком индивидуальном подходе у воспитанников появляется возможность освоения своих, наиболее подходящих лично им способов самореализации. Однако воспитатель не должен забывать, что деятельность детей нужно разнообразить.

Персонализация не должна исключать освоение дошкольниками разного творчества и активностей.

Эффективная мотивация для детей

Мотивация детей — важная составляющая педагогического процесса. С ее помощью можно создать необходимый настрой на любую деятельность.

Способы мотивации детей в сфере театрализованной деятельности:

  1. Наглядность. Человек воспринимает глазами до 90% поступающей информации. К тому же в дошкольном возрасте у детей только начинает происходить переход от наглядного к наглядно-образному восприятию. Перед тем как воспринять сюжет произведения, ребенку важно увидеть, как выглядят действующие лица. Это необходимо и в момент, когда дошкольнику предстоит сыграть какого-то персонажа — он должен представить его. Основные способы повышения наглядности — это мультимедийные презентации, буклеты с картинками, фотографии и т.д.
  2. Беседы. Разговоры помогают педагогу настроить воспитанников на рабочий лад, повторить с ними имена персонажей и сюжет, пробудить интерес к деятельности. Рекомендуется применять вопросно-ответную форму беседы.
  3. Игры. Такая форма деятельности не позволит интересу дошкольников угаснуть. Особенно полезны забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства.

Подготовка и проведение занятия в ДОУ

Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.

Примерная схема подготовки к спектаклю:

  • чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
  • рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
  • прослушивание музыки для сцен из спектакля;
  • создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
  • репетиции.

Чтение сказки

Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.

Подготовка может включать в себя разные составляющие, в зависимости от того, сколько лет детям.

Картотека тем для представлений

Темы для представлений в зависимости от возраста:

Возраст воспитанников

Цели

Примеры тем

Младшая группа
  1. Развитие навыка слушания рассказа (в качестве вспомогательного средства используются наглядные изображения).
  2. Обучение детей при повторном чтении повторять характерные действия.
  3. Обучение навыкам имитации звука.
  4. Формирование навыка управления мимикой, выражения эмоций с ее помощью.
  5. Приучение детей к выполнению простых ролевых действий.
  1. Русские народные сказки «Репка», «Колобок».
  2. А. Барто «Игрушки».
  3. Потешки «Огуречик, огуречик», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
  4. Народная игра «Зайка серенький сидит».
Средняя группа
  1. Формирование умения выражать эмоции с помощью интонаций.
  2. Развитие воображения и жестикуляции.
  3. Поддержка стремления к самостоятельности в поиске подходящего средства выразительности для того или иного персонажа.
  4. Формирование навыков работы с воображаемыми предметами.
  1. Пантомима «Утренний туалет».
  2. Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.).
  3. Игры с воображаемым предметом.
  4. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и козел».
Старшая группа
  1. Поддержание интереса к театральному искусству.
  2. Освоение навыков командной работы.
  3. Развитие внимания и образного мышления.
  4. Совершенствование в изготовлении декораций и костюмов.
  1. Сказки «По щучьему велению», «Снегурочка», «Лиса и кувшин».
  2. Игры «Заяц-Хваста», «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  1. Пополнение словарного запаса.
  2. Развитие диалогической и монологической речи.
  3. Формирование навыков самостоятельной организации деятельности.
Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка».

План занятий

Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.

Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:

  • 15-20 минут для младшей группы;
  • 20-25 минут для средней группы;
  • 25-30 минут для старшей группы;
  • 30-35 минут для подготовительной группы.

Театральное занятие

Занятие включает в себя несколько этапов:

  • введение в тему (2-3 минуты);
  • основная часть;
  • подведение итогов (2-3 минуты).

Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.

Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации.

Все участники должны быть в удобной спортивной одежде и обуви.

Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.

Наглядные примеры проведения театральной деятельности

Театральная деятельность может быть поделена педагогами на 3 части:

  1. Вводная. Педагог устанавливает контакт с детьми и занимается сплочением коллектива, настройкой на общую работу. Читаются сказки, рассказы, стихи. Педагог проводит игры «Бегал заяц по болоту», «Дует ветер нам в лицо», «Сидит ветер на тележке» и т.д.
  2. Продуктивная. В этой части раскрываются творческие способности и происходит основное развитие воспитанников. Педагог проводит сказкотерапию и игры на улучшение воображения и памяти. Разыгрываются этюды с использованием мимики и пантомимики. Проходят творческие занятия по рисованию, аппликации и т.д.
  3. Завершающая. Педагог и воспитанники ставят совместные спектакли, подводят итоги.

Примеры конспектов

Краткий пример конспекта театрализованной игры «Теремок» (выполнила Кушуба А.А.):

1. Вводная часть:

  • чтение сказки «Теремок», совместное обсуждение»;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • отгадывание загадок;
  • распределение ролей;
  • разучивание слов.

Теремок

2. Основная часть. В середине помещения поставлена «коробка открытий», вокруг которой педагог усаживает детей, предлагая одному из них проверить, что в коробке. Там оказываются билеты в театр. Проходит увлеченное обсуждение того, что это такое, у ребят появляется интерес. Выясняется, что спектаклем будет «Теремок».

Воспитатель предлагает ребятам пройти в театральное помещение. Детей под музыку запускают внутрь, предлагают рассесться. Далее педагоги проводят спектакль, который ребята с удовольствием смотрят, по окончании — хлопают.

3. Заключительная часть. Педагоги и воспитанники обсуждают представление, дети рассказывают, кто из героев понравился и почему.

По завершении беседы приводят в порядок помещение.

Сценарии для театрализованного представления

Пример отрывка сценария театрализованного представления «Волк и семеро козлят» (выполнила Рожкова Н.Е.) для старшей группы:

Необходимая атрибутика и оборудование: костюмы Козы, Козлят, Волка, домик-теремок, мешок, «лесные» декорации.

Фонограмма из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников; песня из фильма «Мама» (режиссер Элизабета Бостан, 1976 г.), музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь» 1977 г., звуки леса, песня про доброту и дружбу из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» 1986 г.

Волк и семеро козлят

Место проведения: музыкальный зал.

Персонажи:

  • ведущий — воспитатель;
  • Мама-Коза — девочка из подготовительной группы;
  • Волк — мальчик из подготовительной группы;
  • Козлята — дети из старшей группы.

Зрители: остальные дети из старшей и подготовительной групп, гости, свободные педагоги.

Приятный сюрприз: в конце сказки — сладкие угощения для всех детей (петушки).

На момент начала спектакля Коза с Козлятами находится в домике, а Волк — под деревом, где лежит пустой мешок.

Ход представления:

(Звучат звуки леса).

Ведущий:

Возле леса на опушке,

Где цветы, как жар, горят,

Жили в маленькой избушке

Ровно семеро козлят.

Раз — козленок самый старший,

Два — козленок-весельчак,

Три — козленок самый умный,

А четыре — самый шумный,

Пятый козлик — самый сильный,

А шестой — самый капризный,

Есть еще седьмой козленок —

Любит музыку с пеленок.

(Звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь», выбегают один за другим козлята на опушку и начинают играть. Появляется Мама-Коза).

Ведущий:

Жили Козлики с Козой

С мамой ихней дорогой —

Рассудительной такой:

Самой умной, самой доброй,

Самой нежной и родной.

Были все ее детишки

Шаловливы, не унять.

Часто ссадины и шишки

Приходилось ей считать.

Каждый день Коза ходила

На базар за молоком

И детишкам говорила.

Мама-коза:

Ну, ребята, оставайтесь

Дружно делом занимайтесь.

Дверь закройте на замок.

Знайте, в лесу бродит Волк!

Дверь откроете, ребята,

Если только я спою.

Вы запомните, козлята,

Эту песенку мою:

(Звучит фонограмма «Напутствие мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников).

Далее реплики продолжаются. После того как спектакль подошел к концу, всем присутствующим раздают угощение. Аплодисменты.

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Организация студии

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Время, отведенное на занятие в кружке, стандартное и отличается для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанников Название игры Цели Описание
3-4 года «Зеркало» Тренировка внимания и памяти Дети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет «Сплетня» Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышления Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет «Волшебная палочка» Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпения Педагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Диагностика и анализ проведенной деятельности

Оценка проводимой деятельности важна. Она помогает выявить сильные и слабые стороны процесса и определить вектор развития в дальнейшем.

Определение актерских качеств

Актерские качества являются способностью понимать эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирать подходящие средства выразительности для передачи образа персонажа. Могут использоваться мимика, пантомимика, интонации.

Характеристики, показывающие наличие развитых актерских качеств:

  • естественность в пантомимике;
  • богатство и живость мимики;
  • отчетливые и уместные изменения интонации и тональности голоса;
  • самостоятельность, отсутствие стереотипности.

Определение актерских качеств

Если ребенок зажат, двигается прерывисто и скованно, практически не проявляет мимики и говорит без интонаций, значит, его актерские способности не развиты.

Как отслеживать уровень развития

При оценке развития в театральной сфере деятельности следует обратить внимание на следующие элементы:

  1. Знание основ театральной культуры, интерес к ней.
  2. Уровень владения речевой культурой: понимание смысла произведений, умение дать точные характеристики персонажам, пользоваться языковыми и интонационно-образными средствами.
  3. Эмоционально-образное развитие: понимание эмоций героев, умение выражать свои.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Умение влиться в коллективную творческую деятельность.

Тестовые вопросы для диагностики интереса к творчеству

Перед школой с воспитанниками ДОУ проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет степень интереса детей к творчеству.

Примерный список вопросов, которые включает данная технология оценки:

  1. «Что такое театр?», «Ты сам был в театре? Какие впечатления остались?»
  2. «Какой спектакль ты смотрел самым последним?», «Ты любишь смотреть спектакли?»
  3. «Ты знаешь, чем занимаются режиссеры, актеры, художники-оформители?»
  4. «Как правильно вести себя в театре?»
  5. «Ты любишь сам участвовать в постановке спектаклей? Почему?»
  6. «Какой твой любимый спектакль? А какая любимая роль? Почему?»
  7. «Легко ли тебе угадать настроение персонажа?»
  8. «Ты бы хотел работать в театре в будущем? Почему?»
  9. «Ты любишь читать? Какая твоя любимая книга? Почему?»

Слушая ответы ребенка, нужно анализировать его интерес как к самой театральной деятельности, так и к отдельным вопросам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector