Скороговорки для развития речи

Скороговорки для детей появились еще в Древней Руси. Их называли чистоговорками или потешками и использовали для того, чтобы помочь детям освоить родную речь. А ораторы с помощью фраз, в которых много фонетически подобных слов, оттачивали свое мастерство. Сейчас такие словосочетания помогают логопедам в борьбе с дефектами речи.

Ребенок говорит скороговорки для развития речи

Скороговорки по возрасту

Ребенок начинает издавать первые звуки уже в полтора месяца после рождения. К полугоду «гуление» превращается в комплекс звуков типа «агу», «ага», «ата».

Период лепета, когда малыш повторяет за взрослыми несложные слоги «ата-та-та»,»па-па», «ва-ва-ва», занимает от полугода до 11-12 месяцев.

До 2 лет дети осваивают все гласные звуки и ряд согласных (двугубные и переднеязычные):

  • м;
  • н;
  • п;
  • т;
  • д;
  • л;
  • н.

К 3 годам, когда все молочные зубы уже прорезываются, дети начинают произносить шипящие и губно-зубные звуки:

  • в;
  • ф;
  • ж;
  • з;
  • ш;
  • ч.

Только после этого имеет смысл начинать в игровой форме занятия по произношению.

С 3 до 4 лет ребенок смягчает согласные звуки: сябака (собака), дем (дом). Кроме того, он пропускает шипящие и свистящие звуки: мика (мишка), чака (чашка), лока (ложка). Это норма, и обращаться к логопеду стоит только в случае, если тенденция сохраняется к 6 годам.

С 5 до 6 лет эти звуки уже четко различаются в детской речи. Им на смену приходит проблема замены [р] на [л] или [j]. Это тоже считается физиологической нормой. Тревожиться и обращаться к дефектологам с такой проблемой не стоит до окончания первого класса. Достаточно увлекать дошкольника чистоговорками и звукоподражанием с этим согласным в основе.

Помощи логопеда нужно просить, если ребенок произносит звуки, которых нет в родном языке. Например, [р] горловое или [с] межзубное. В этом случае понадобится коррекция такого искажения, само по себе оно не пройдет.

Для развития речи ребенка от 3 лет

В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому моменту малыш умеет составлять самостоятельно или повторять за взрослыми несложные предложения из нескольких слов. Он уже различает цвета и понимает определения размеров. Может напевать несложные мелодии и запоминает короткие сказки.

Его словарный запас расширяется с каждым днем, и это хорошее время для того, чтобы начинать работать над произношением звуков. У трехлеток еще «хромают» свистящие и шипящие в открытых слогах. Но они охотно общаются со взрослыми и играют в звукоподражание.

Воспользуйтесь этим временем для несложных занятий:

  • за-за-за: открываем мы глаза;
  • зу-зу-зу: не боимся мы козу;
  • ши-ши-ши: зашуршали камыши;
  • со-со-со: у машины колесо.

Можно уже пробовать заучивать первые несложные стихи:

В лесу на опушке четыре старушки.

У каждой лукошко, в лукошках — по кошке.

Сколько в лукошках кошек?

Часто индивидуальные особенности развития ребенка не позволяют запомнить четверостишие.

Простые скороговорки

В этом случае повторяйте с ним, рассматривая яркие картинки, простые скороговорки:

  1. Черепаха не скучает, час сидит за чашкой с чаем.
  2. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  3. Цыплята и курица пьют чай на улице.
  4. Шесть мышат в камышах шуршат.

Чем выше двигательная способность ребенка, тем лучше развивается речь. Поэтому старайтесь совмещать занятия по произношению с активными играми. Пусть ребенок попробует изобразить, как лежит на диване кот или как бегают мышата в камышах.

Для детей 4-6 лет

Психофизической особенностью этого этапа взросления является отсутствие механической памяти. У детей 4-5 лет память связана с испытываемыми эмоциями. Дошкольники запоминают то, что вызвало какую-то радость и удовольствие. Поэтому разучивание скороговорок обязательно должно сопровождаться привлекательным визуальным рядом, веселой музыкой. Монотонная зубрежка для дошкольников не подходит.

Важными остаются упражнения на шипящие звуки. Но к ним добавляются прибаутки и короткие стихи на произношение [р].

Самое сложное для ребят этого возраста — регулярность. У пятилеток усидчивость еще не сформирована как навык. Но зато появляется интерес к командной игре. Они активно социализируются в кругу сверстников. Этой психоэмоциональной особенностью периода можно воспользоваться для коллективных тренировок на детской площадке или в садике. Азарт и соревновательность поможет провести занятия в непринужденной форме.

Можно повторять:

  1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  2. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  3. Кривоватенький клюв колченогой курицы кривоватеньким крючком в зерне роется.
  4. Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок.

Для дошкольников

Упражнения-скороговорки для ребят 6-7-летнего возраста уже больше похожи на сказки или короткие анекдоты. Это не просто набор сложно выговариваемых сочетаний, а целые стихи, часто юмористические. Дети с удовольствием придумывают их сами.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью жирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

От 6 до 8 лет

Младшие школьники еще продолжают играть, но развлечения перестают быть движущей силой их мотивации. В игре обязателен элемент соревновательности и результат. Поэтому в тренировках на дикцию важно подчеркивать даже маленький положительный результат.

Хвалите детей за каждый верно произнесенный звук и подбадривайте их, если не все получается. Объясняйте на простых примерах, что многие дети говорили не слишком красиво и внятно, но справились с затруднениями. Что их ошибки в речи — естественные недочеты, которые исправятся со временем.

Ученикам младшей школы, имеющим проблемы с дикцией, придется уделять некоторое время каждый день на выполнение специальных тренировок для повышения активности мышц губ и языка.

Логопеды предлагают такие упражнения:

  1. «Слоник». Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед трубочкой несколько раз.
  2. «Кисточка». Открыть рот и провести кончиком языка, как кисточкой, по небу к основанию языка и наружу.
  3. «Качелька». Широко раскрыть рот и касаться языком сначала верхних, потом нижних зубов с внутренней стороны.
  4. «Как лошадка». Открыть рот и цокать языком по небу, поддерживая пальчиком нижнюю челюсть, чтобы она не шевелилась.
  5. «Радуга». Медленно открыть рот и упереться языком в нижние зубы. Постараться выгнуть язычок дугой, как изгиб радуги.

Слоник упражнение

От 8 до 12 лет

Это возраст проработки проблем с логопедом, в некоторых случаях — с дефектологом.

Часто дефекты речи и отсутствие интереса к учебе у ребенка связаны с психологическими проблемами в семье. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что понадобится помощь детского психолога. Он будет полезен и в том случае, если у ребенка нет интереса к занятиям дома и он пассивен в кабинете логопеда.

Скороговорки для проработки проблемных букв

Существует несколько проблемных согласных звуков:

  • шипящие и глухие;
  • свистящие и звонкие;
  • сонорные.

Для коррекции их произношения используются скороговорки.

Во время тренировки нужно соблюдать 4 правила:

  1. Начинать с коротких словосочетаний, переходя к длинным предложениям постепенно.
  2. Понимать значение всех слов в предложении, произносить его с выражением. Выделять главные слова интонационно.
  3. Наращивать скорость произнесения постепенно.
  4. Перед произнесением набирать в легкие воздуха побольше и проговаривать недлинные фразы на одном дыхании.

Для улучшения «р»

Из всех звуков русского языка это самый сложный по своему образованию.

Он требует активного движения различных частей языка, поэтому причины нарушения бывают самыми разными:

  • укороченная подъязычная связка;
  • неразвитые мышцы языка;
  • дефицит фонематического слуха.

Поэтому одни скороговорки для развития речи и дикции в возрасте 8-12 лет не помогут.

Нужна физкультура для мышц языка.

Примеры скороговорок:

  1. Прочный пакет из-под поп-корна.
  2. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

С шипящими звуками

Проблема с шипящими возникает из-за неправильного прикуса или отсутствия верхних зубов. Когда язык попадает между резцами, то звук становится шепелявым. Исправить дикцию может стоматолог-ортодонт.

Если же ребенок заменяет звук [ш] на [ф], [с] или [х], это говорит о затрудненной слуховой дифференциации. Регулярные тренировки с помощью скороговорок помогут настроить слух и отличать [ш] от [с], которые для некоторых звучат одинаково. Можно использовать на занятиях шарики, пуговицы или фишки разных цветов. Каждый цвет обозначает какую-то букву. Ребенок выкладывает на стол красный шарик, если, например, услышал в слове звук [ш], и белый, если он слышит [с].

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

На английское произношение

Для детей, которые начинают учить английский язык, скороговорки станут и игрой для запоминания новых слов, и тренажером для дикции.

The two-twenty-two train tore through the tunnel.

Through three cheese trees three free fleas flew.

While these fleas flew, freezy breeze blew.

The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday.

That’s what made these three free fleas sneeze.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

We surely shall see the sun shine soon.

Другие варианты

Существуют скороговорки на произношение согласных, непарных по твердости/мягкости. Их проговаривание полезно тем, для кого русский язык не является языком семейного общения. Это важно для детей из стран Закавказья.

Мыла Мила мишку с мылом, Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло, Мила мишку не домыла.

Рыбы в нашей проруби просто пруд-пруди.

Коваль сталь ковал, ковал да перековывал.

Лили ли лилипуты воды на лилию? Не залили ли? Не перелили ли лилию?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector