Развитие речевых навыков ребёнка с 4 до 5 лет

Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Быстрое созревание головного мозга сопровождается появлением способности к изложению своих мыслей. Развитие речи для детей 4-5 лет играет важную роль в социализации и подготовке к обучению грамматике.

Особенности
Особенности речевого развития детей 4-5 лет.

Особенности речи четырехлетних детей

Формирование речевых навыков у детей пятого года жизни протекает как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Если родственники и педагоги будут правильно подходить к обучению, ребенок к 7 годам будет иметь обширный словарный запас и способность к построению любых речевых конструкций.

Нарушения обнаруживаются у малышей, чьи родители не уделяют должного внимания воспитанию и развитию. Речь ребенка старше 4 лет имеет некоторые особенности, которые учитывают при выявлении отклонений.

Словарный запас

Словарный запас к 4 годам расширяется до 3000 элементов речи. Богатый лексикон позволяет не только называть предметы, но и давать точное описание их свойств. Имеющие творческий склад ума дошкольники составляют собственные слова. Родители могут назвать не один пример подобных конструкций, которые в дальнейшем исчезают из лексикона.

К другим особенностям речевого развития дошкольника рассматриваемой возрастной категории можно отнести:

  1. Использование рифмы, составление стихотворений.
    Произведения могут состоять из разных элементов, некоторые из них мало напоминают привычные слова. На этом этапе развития не стоит критиковать ребенка. Таким способом тренируется речевой слух, разрабатываются навыки подбора речевых элементов с похожим звучанием.
  2. Расширение набора прилагательных.
    На первое место выходят качественные характеристики предметов. Ребенок различает оттенки основных цветов, например голубой, розовый.
  3. Увеличение количества предлогов.
    Дошкольник начинает использовать сложные конструкции, состоящие из слов, разделяемых дефисом (из-за, из-под). Активно применяются личные местоимения, существительные употребляются в соответствии с ситуацией.

Грамматика детской речи

Дети старше четырех лет способны стоить монологи, состоящие из нескольких связанных предложений. Конструкции бывают не только простыми, но и сложными («Я надел куртку, потому что на улице дождь. Брату купили книгу, а сестре — куклу»).

Резкое расширение лексикона приводит к возникновению некоторых грамматических ошибок, в числе которых:

  • нарушение правил размещения элементов предложения;
  • несогласованность существительного с прилагательным или числительным (синий колготки, два ручек);
  • неправильное склонение глаголов (она хотим, они играет).

Несмотря на допускаемые четырехлетними детьми ошибки, большинство дошкольников в этом возрасте правильно составляют высказывания. С помощью наводящих вопросов пересказывается прочитанный ранее текст, заучиваются короткие стихотворения. Ребенок обращает внимание на речевые ошибки сверстников, однако собственные нарушения остаются незамеченными.

Звукопроизношение

Проблема
Проблема в речи у детей.

Мышечно-связочный аппарат лица и гортани продолжает совершенствоваться, движения языка и губ становятся координированными.

Дети правильно воспроизводят многосложные конструкции, расставляют ударения, соблюдают порядок размещения слогов.

Предложения составляются с учетом литературных норм. Если развитию речи уделялось достаточно внимания, ребенок способен различать звуки и составлять слова по заданным параметрам.

Произношение к 5 годам становится четким и чистым. Незначительные нарушения считаются нормой, со временем они исчезают.

К таким недостаткам можно отнести:

  • неустойчивость употребления некоторых типов звуков (в одних случаях эти элементы произносятся правильно, в других — нет);
  • правильное использование звуков «л» и «р» по отдельности и неверное их употребление в сочетании с другими элементами речи (ребенок заменяет труднопроизносимые звуки другими, например «вопата-лопата», «йожка-ложка»);
  • выпадение слогов при произношении незнакомых слов.

Обращаться к логопеду рекомендуется при выраженной шепелявости и произношении звука «р» с отсутствием вибрации кончика языка. Устойчивое дефектное произношение исправить сложно. Коррекция искаженного звука «р» может продлиться 2 года.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Уровень речевого развития детей рассматриваемой возрастной категории может быть разным.

Человек
Развитие речи с движением.

Для оценки этого показателя используются такие критерии:

  • способность к осмысленному употреблению существительных;
  • расширение запаса прилагательных, местоимений, наречий, числительных;
  • возможность точного и полного описания свойств предметов;
  • четкое и правильное произношение большинства звуков;
  • способность к регулированию громкости речи и переходу на шепот (ребенок придерживается среднего темпа без ускорения или замедления);
  • изменение интонации при пересказе текстов и декламации стихотворений.

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро. В зависимости от ситуации слова произносятся тише или громче. Дошкольник замечает особенности речи взрослых, придавая высказываниям эмоциональный окрас. Мысли излагаются связно и последовательно.

Упражнения для речевого развития детей в 4-5 лет

Большинство упражнений для развития речи можно выполнять дома. Родители не должны игнорировать вопросы и просьбы ребенка.

Получая ответы, дошкольники учатся описывать предметы и определять их характеристики, выражать эмоции и строить монологи.

Артикуляционная гимнастика

Улучшить произношение проблемных звуков помогают такие упражнения:

  1. «Съешь варенье».
    Ребенок должен представить, что он съел пирожок, а на губах осталась сладкая начинка. Выполняют движения, позволяющие съесть варенье. Языком медленно облизывают верхнюю и нижнюю губы.
  2. «Язык-лопата».
    Нужно представить себе инструмент, который требуется уложить на подставку, в роли которой выступает нижняя губа. Язык вытягивают и стараются удерживать приподнятым как можно дольше.
  3. «Язык-иголка».
    Орган вытягивают и скручивают в трубку, удерживая его в таком положении не менее 10 секунд.
  4. «Я — лошадка».
    Ребенок представляет себя лошадью, которая цокает языком и топает копытцем. Очередность ног при этом меняют.

Развивающие занятия длятся 5-10 минут, проводятся они утром и вечером. Повысить интерес ребенка к обучению помогают книги с яркими иллюстрациями.

Пальчиковые игры

Развитию речи способствуют такие упражнения:

  1. «Кошечка».
    Ладони сжимают в кулаки и кладут на ровную поверхность. Одновременно вытягивают пальцы, прижимая их к столу. Действия выполняют 4-5 раз. Через некоторое время задачу усложняют. Ребенок должен распрямлять и сжимать пальцы поочередно.
  2. «Угости кошку молоком».
    Ладони складывают ковшом, совершая движения, имитирующие зачерпывание молока.
  3. «Зайчик».
    Указательный и средний пальцы складывают так, чтобы они напоминали заячьи уши. Руки сжимают в кулаки, после чего имитируют бег животного.
  4. «Собака».
    Руки сжимают и, вытягивая указательный и большой пальцы, устраивают бег по столу.

Пальчиковую гимнастику рекомендуется сочетать с разучиванием стихотворений. Тренировка мелкой моторики ускоряет развитие речевого центра головного мозга. Ребенок начинает легко запоминать и воспроизводить новую информацию.

Логоритмика

Стихи для развития речи
Изучение с детьми стихов для развития речи.

Логоритмикой называется чтение стихотворений, сопровождающееся музыкальным фоном и набором движений, например, с использованием мяча. Упражнения такого типа положительно влияют на формирование детской речи.

Родитель показывает пример выполнения действий, ребенок воспроизводит увиденное. Занятия проводятся после дневного сна каждые 2 дня.

Не менее важным является просмотр мультфильмов, помогающих запоминать алфавит, цвета и числа. Выбирать нужно универсальные произведения с высоким качеством звука и изображения.

Скороговорки и постановка звуков

Скороговорками называют фразы, имеющие сюжетную линию. Заучивание таких предложений помогает расширить словарный запас и улучшить произношение. Скороговорки могут содержать буквы «л» и «р», шипящие звуки или комбинации указанных элементов. При правильном подборе фраз улучшается дикция и повышается грамотность.

Диагностика речевых нарушений

Оценить уровень развития речи можно в домашних условиях. Для этого ребенка просят назвать наименования животных, предметов посуды и мебели, явлений природы. Дошкольнику дают простые поручения, требующие формирования вопросов ко взрослому человеку.

Способность к построению словосочетаний оценивают с помощью таких действий:

  • образование множественного числа;
  • определение количества предметов (помогает понять, насколько правильно ребенок согласовывает существительные и числительные);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм;
  • составление небольшого текста по предложенному изображению;
  • завершение начатого взрослым высказывания.

Для выполнения звукового анализа просят воспроизвести слоги, содержащие разные гласные и согласные. Проверяют и ритмичность детской речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector