Как научить ребенка выговаривать звук «Ч»

Все чаще родители обращаются к специалистам с проблемой сигматизма — нарушенного произношения шипящих звуков. Работа по постановке звука «Ч» в логопедической практике ведется по нескольким направлениям. Он отрабатывается по подражанию, с опорой на близкие звуки или с помощью специальных инструментов.

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.

Логопед проводит занятие
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Обращаться к логопеду для коррекции аффрикатов можно с 4 лет. До этого возраста рекомендуется массаж, дыхательная гимнастика, развитие подвижности речевого аппарата в игровой форме.

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции — выработка полноценных движений и корректных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для качественного звукопроизношения.

Комплекс упражнений на постановку «Ч»:

  1. Групповая игра «Поезд». Дети садятся на стулья, которые поставлены друг за другом. Это вагоны поезда. На первый стул садится машинист. Он дает сигнал к отправлению, проговаривая длительный звук «УУУ». Дети двигают согнутыми руками, произносят «ЧЧЧ». При слове «остановка» дети останавливаются. Выбирается новый машинист, игра повторяется.
  2. «Кузнечик». Логопед показывает картинку с изображением кузнечика. Малыш изображает, как стрекочет кузнечик, при этом смотрит в зеркало. Педагог обращает внимание на то, как передний кончик языка стучит в небо за верхними зубами.
  3. «Грибок». Губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны. Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.
  4. «Гармошка». Губы приоткрыты, в положении улыбки. Язык плотно прижат к небу. При выполнении задания края языка не отрываются от неба. Губы при выполнении неподвижны. В таком положении зубы смыкаются и размыкаются. Подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки.
  5. «Ковш». Язык высунут и свернут в форме чашечки, в которую наливают несколько капель воды или сока. Задача ребенка: удержать положение 10-15 секунд.

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.

Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Гимнастика, способствующая произношению звука ЧЧтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

  1. Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
  2. Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
  3. Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
  4. Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
  5. Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
  6. Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается. На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Автоматизация звука «Ч»

Увлекательные задания для проработки произношения ЧАвтоматизация звука проводится поэтапно:

  1. По слогам. Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце: ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч. Затем меняет местами согласные и гласные: ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.
  2. По изолированным словам. В первую очередь произносят слова с буквой «Ч» на конце: луч, мяч, меч, калач, богач, могуч, ключ, ткач, клич, беречь, трубач. Можно использовать картинки с подходящими предметами.
  3. После переходят к словам с «Ч» в середине: бочка, дочка, кочка, почка, ночка, кучка, прачка, внучка, водичка.
  4. На заключительном этапе «Ч» ставят в начало слова: чай, чан, чек, чуб, часы, чаша, чижи, чайка, чашка, чулок, чайник, чемодан, черника.

По словосочетаниям:

  1. Темная ночка.
  2. Начать читать.
  3. Четверо внучат.
  4. Качать водичку.
  5. Черные грачи.
  6. Горячий чайник.
  7. Золотой ключик.
  8. Молчаливый ученик.

В предложениях, в которых «Ч» повторяется несколько раз в разных положениях:

  1. Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  2. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  3. Ученики учили по учебникам.
  4. У мальчугана черепаха.
  5. У причала кричали чайки.

В скороговорках:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.

В стихах и потешках:

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй, что попадется!

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Для отработки «Ч» ребенок длительно произносит «ТЬ», при этом оттянув язык назад от верхних резцов к альвеолам.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш». Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Скороговорка на ЧУпражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Односложные сочетания Ч и ЩМожно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Маленькая скороговорка на ЧТребуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector