Как научить ребенка выговаривать букву «Ж»

Шипящие звуки закрепляются в речи ребенка к 4-4,5 годам. Специалисты начинают работу с ними с постановки звука «Ж».

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

С помощью логопеда ребенок научится снимать напряжение челюсти и языка
Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Задача логопеда-дефектолога — научить ребенка снимать напряжение челюсти и языка.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.
Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат
Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Дыхательная гимнастика

Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.

Варианты упражнений для выработки буквы Ж
Задания для занятий с ребенком.

Дыхательная гимнастика в играх:

  1. «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
  2. «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
  3. «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
  4. «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
  5. «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

После закрепления чистого «Ж» приступают к этапу автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука Ж

Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.

Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:

  • пословиц,
  • скороговорок,
  • стихов,
  • потешек.

Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.

Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  3. Режет ежик ножом коржик.
  4. Жаворонок в жару кружил над жнивьем
  5. В живом уголке жили ежи да ужи.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.
Скороговорки на выговаривание звука Ж
Частое повторение стихов и скороговорок на букву Ж ускорит результат.

Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):

  1. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  2. Желтый желудь
    Дрожал над лужей.
  3. Жук жужжит — он встать не может,
    Ждет он, кто ж ему поможет.
    Жужжит над жимолостью жук.
    Тяжелый на жуке кожух.
    Жук летает над лужком,
    Он устал ходить пешком.
  4. Жану нужен ножик,
    Жанне нужен ежик.
  5. Увижу Женю — покажу ежа,
    Увижу Жанну — покажу ужа.
  6. Жарко жабе в теплой луже
    Жаба ждет дождя и тужит
  7. Жук-жучок, желтый бочек,
    На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
  8. Что на ужин у ежей?
    Кожура от желудей.
  9. У ежа — ежата, у ужа — ужата,
    У чижа — чижата, у жука — жучата.
Увлекательные задания для проработки буквы Ж
Чем интереснее задания, тем легче ребенку включится в игру.

Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):

  1. Вышла Женя погулять,
    Стала дождик умолять:
    Дождик, дождик, не дожди,
    Дождик, дождик, подожди.
    Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
    Дождик Жене не мешал,
    Дождик дальше побежал.
  2. Шмель Шмелю
    Жужжит:
    «Друж-ж-жище!
    На тебе ж
    Пылинок тыщи!
    Поправляя
    Свой жилет,
    Шмель Шмелю
    Жужжит
    В ответ:
    «Это ж вовсе
    Не пыльца,
    Это ж пудра
    Для лица.
    На боках
    И на спине
    Я несу ее
    Ж-ж-жене!»
    (автор В. Иванова)

Ребенок может называть слова на букву Ж изображенные на картинкахПосле отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.

При этом речь окружающих также должна быть:

  • грамотной,
  • чистой,
  • красивой,
  • выдержанной.

Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:

  1. Читать качественную литературу.
  2. Включать аудиокниги.
  3. Показывать детские спектакли.

Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector