Как научить ребенка выговаривать букву «Б»

Постановка звука Б должна начинаться в 3-4 года, т. к. он относится к звукам раннего онтогенеза. Нарушение речевого развития, когда ребенок не выговаривает этот звук, встречается редко и легко корректируется при помощи простых упражнений и игр.

постановка
Постановка звука Б.

Артикуляция звуков Б и БЬ

При правильном произнесении Б или БЬ речевой аппарат находится в таком же состоянии, как и при произнесении П. Губы сначала смыкаются, напрягаются, зачем через них выталкивается воздух. Можно почувствовать его струю, если поднести ко рту ладонь. Она будет ощущаться меньше, чем при произнесении П.

В зависимости от последующих звуков кончик языка образует смычку с корнями нижних зубов или отодвигается назад и лежит свободно. Расстояние между зубами небольшое, голосовые связки сомкнуты.

Упражнения в произнесении звука Б

У ребенка звук Б должен появиться в 1-2 года. Если этого не произошло или произношение неправильное, нужно принимать меры по его постановке. В самом раннем возрасте в этом помогут игры для формирования звуков:

  1. Подражание. Чаще всего ребенок произносит Б или П в каких-то словах, например «папа» и «баба». Нужно обратить внимание на слоги ПА и БА, выделить их. Повторяя и вставляя их в конструкцию других слов, ребенок запомнит, как они произносятся. Если П выговаривается правильно, можно научить говорить Б, объясняя, что нужно сказать громче, добавить голос.
  2. Ребенок надувает щеки и резко нажимает на них пальчиками. Через губы выталкивается воздух. Можно попросить «лопнуть шарик». При «взрыве» должен получиться звук, похожий на Б.
  3. Положение губ: расслаблены, не сомкнуты. Ребенок выдувает воздух, добавляя голос. Логопед кладет палец под нижнюю губу, параллельно ей, и начинает быстро поднимать и опускать его. При этом движении будут повторяться звуки Б. Можно менять темп упражнения. Позже ребенок кладет свой палец, а в дальнейшем тренируется без помощи пальцев.
  4. Пальчики здороваются. Ребенок по очереди дотрагивается четырьмя пальцами до большого пальца той же руки. При каждом касании произносятся слоги БА, БО, БЫ, БУ.
  5. Глухой или звонкий. Логопед учит ребенка различать «голоса» машины и мышонка: где би-би, а где пи-пи?

Автоматизация звука Б

Закрепление происходит:

буква б
Слоги и слова с буквой Б.
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях и коротких предложениях;
  • в текстах.

Можно повторять произнесение слогов, меняя их местами, комбинируя по 2-3 одинаковых и т. д.

  • ба — бо — бы — бу;
  • бя — бе — би — бю;
  • об — аб — уб — ыб;
  • яб — еб — иб — юб.

Слова:

  • Б в начале слова: бак, бант, баян, баба, баня, балкон, баран, барсук, банка, бой, борт, боль, бок, ботинки, борода, бусы, бунт, буква, бык, быстро, быль, бычок, бинт, бинокль, береза, белка, бензин, бюро;
  • Б в середине слова: собака, рыба, рубанок, просьба, жаба, шуба, зубы, альбом, забота, табор, обида, любить, обед, лебеда, лебедь, ребенок;
  • Б в конце слова: хлеб, горб, гриб, короб, дуб, лоб, зуб, голубь, прорубь.

Словосочетания и предложения: Большой бант. За забором баран. Голубая бабочка. Бабушкина шуба. Большая жаба. Добрая собака. Дубовый короб.

Один из способов закрепления по тексту — сочинение рассказов. Педагог предлагает ребенку персонажа: «Придумаем сказку про бабочку». Логопед направляет ученика в сюжете, предлагает использовать слова со звуком Б: голубая, большая, обедать, гриб и т. д.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector