Как обучить финансовой грамотности дошкольников

Преподавание финансовой грамотности для дошкольников позволяет ознакомить детей с основными экономическими понятиями и заложить основы управления деньгами. Информация на эту тему в дошкольных образовательных учреждениях подается совместно с другими видами деятельности, преимущественно игровыми. Так у детей с раннего возраста формируется экономическая культура, которая облегчает изучение предмета в будущем.

Необходимость финансовой грамотности для детей

Ребенок держит в руках деньги

Дети с первых лет жизни сталкиваются с такими экономическими категориями, как деньги и товары. Они посещают магазин с родителями, в котором могут настойчиво требовать купить понравившуюся игрушку. Большинство детей не понимают, почему им могут в этом случае отказать. У них еще нет представления о том, откуда берутся деньги, какие усилия для этого приходится прилагать, почему возникает необходимость выбирать между покупкой разных по назначению товаров, например продуктов и игрушек.

Обучение финансовой грамотности в детском саду помогает дать ребенку базовое представление о деньгах, о том, как их зарабатывают и откуда появляется большинство предметов в доме.

Помимо информирования о процессах обмена товарами в упрощенном виде, такое обучение ставит цель воспитать в детях качества, необходимые для эффективной экономической деятельности, — бережливость, рациональность, трудолюбие. Это позволяет с детства сформировать полезные финансовые привычки.

Когда маленькие члены семьи понимают, каким образом люди зарабатывают деньги, у них возникает уважение к чужому труду и его результатам. Они получают представление о формировании бюджета и необходимости им распоряжаться таким образом, чтобы удовлетворить основные потребности членов семьи.

В современном обществе благосостояние как всего государства, так и отдельных людей во многом основывается на экономической сфере. Уровень жизни в стране через несколько десятков лет зависит от того, насколько молодое поколение будет финансово грамотным.

Чем раньше закладываются основы понимания экономики, тем легче проходит процесс обучения этой науке в будущем.

Основы финансовой грамотности

Обучение экономике дошкольников предполагает объяснения основных понятий. Оно включает следующее:

  1. Экономика — что это такое, ее роль и проявление в мире. На занятиях знакомят с основными категориями науки. Рассказывают о том, что такое средства, откуда берутся и как могут использоваться. Дети учатся выявлять признаки экономических процессов в сказках и окружающей действительности.
  2. Потребности, их удовлетворение и роль денег в этом. Проводятся параллели с представителями живой природы, такими как растения и животные, — объясняется, что для жизни им нужны солнце, вода, тепло. У людей потребностей больше — на уроках дети прослеживают, как они изменились с развитием общества. Проводятся различия между тем, в чем нуждался первобытный человек, и что необходимо современному. Воспитатели должны сделать акцент на том, что не все нужды можно удовлетворить с помощью денег. Помимо материальных потребностей, есть другие — в общении, любви, саморазвитии.
  3. Профессия и труд как способ заработка денег. Дети узнают, что взрослым людям необходимо работать, чтобы получить деньги для удовлетворения потребностей членов своей семьи. Процесс труда происходит с помощью средств и технологии, и в его результате появляются различные товары.
  4. Рынок и обмен продукцией. Объясняется, что для удовлетворения потребностей можно купить различные товары. В доступной форме дается представление о понятии рынка, спроса и предложения, ценообразования, рекламы. Дошкольники узнают, как и для чего появились деньги — что это средство, без которого обмен товарами был бы затруднен.
  5. Бюджет и его формирование, источники пополнения. Дети знакомятся с тем, что семейный бюджет может пополняться разными путями: посредством зарплаты, пенсии, стипендий, продажи имущества. Задача каждой семьи — распределить деньги таким образом, чтобы удовлетворить наиболее приоритетные потребности.
  6. Бизнес, реклама. В базовой форме объясняется, что это такое, и для чего они нужны. Финансовое воспитание помогает детям быть менее подверженными рекламному воздействию. Они узнают, что цель рекламы — заставить купить товар. Поэтому в таких сообщениях описывают только преимущества товара и умалчивают о недостатках.

Построение занятия

Дошкольники играют

Особенность экономического образования для дошкольников заключается в его интегративном характере. Информация, с которой нужно познакомить детей, подается во время различных видов деятельности: изучения математики, развития разговорной речи, постановки театрализованных сценок.

Наилучший способ предоставления новой информации для детей дошкольного возраста — это форма сюжетно-ролевой игры.

Юные ученики могут играть в магазин или кафе, выступая в роли продавцов и покупателей. На примере функционирования банков, парикмахерских, такси можно изучить, как происходит обслуживание клиентов. В ходе таких игр дошкольники узнают основные экономические термины.

В старших группах можно усложнять игры логическими задачами на выбор. Дети могут решать, например, на какие товары им потратить деньги, совершить покупку на все имеющиеся средства или часть отложить на будущее.

Использование настольных и дидактических игр в обучающем процессе помогает дошкольникам закрепить выученные понятия. Чтение сказок и просмотр мультфильмов позволяет увидеть экономическое содержание на примере развлекательных произведений.

Знакомство с данными понятиями может проходить в форме познавательных занятий, когда воспитатель объясняет значение терминов и использует наглядный материал. После этого проводят коммуникативные занятия, которые проходят в форме диалога. Дети отвечают на вопросы воспитателя, закрепляя выученный материал и развивая разговорные навыки. Решение проблемных ситуаций во время занятий развивает логическое мышление дошкольников.

Познакомить на практике детей с некоторыми профессиями и учреждениями можно с помощью экскурсий в магазин или банк. Можно дать представление о профессиях на примере работы детского сада.

Дидактические материалы

Обложка книги

В качестве учебных пособий используется «Приключение Кота Белобока или экономика для детей» Бириной Г.Н., «Финансовая грамотность. Первый шаг к миллиону» Анны Гресь.

На занятиях применяется различный наглядный материал, который во время игр выступает заменой товаров, денежных купюр, чеков, кредитных карт, банкоматов.

Игровые пособия

На занятиях в ДОУ активно используют дидактические материалы, рассказывающие о необходимых последовательных действиях для изготовления разных продуктов. Например, применяются игровые пособия «Откуда пришел хлеб?», «Как появляется платье?» «Строительство дома». Другие игры позволяют узнать подробнее о разных специальностях, например «Кому что требуется для работы», «Профессии».

Настольные игры «Менеджер» и «Монополия» учат детей на практике брать на себя различные экономические роли и совершать финансовые операции.

Дополнительная информация

Экономическое воспитание не может происходить только в детском саду. К этой деятельности необходимо подключать родителей, которые будут поощрять в детях такие качества, как бережливость, уважение к чужому труду. Важно подчеркивать, что не все в жизни можно купить, — такие ценности как дружба, любовь, честность, взаимопомощь и сочувствие не имеют отношения к финансам. Рассказывая о профессиях, следует акцентировать внимание на том, что работа — это не только способ получения средств, но и деятельность, которая может приносить удовольствие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector