Содержание
Потребительское отношение современного человека к природе приводит к катастрофическим последствиям. Загрязнение атмосферы, полное исчезновение многих видов животных и птиц, лесные пожары — все это повод уже сейчас принимать глобальные меры по защите планеты.
Экологическое воспитание дошкольников должно стать первым уровнем системы природосберегающего обучения.
Цели и задачи экологического воспитания
Основной целью обучения является формирование у детей ответственности за состояние окружающей среды, получение ими знаний и навыков, необходимых для бережного использования природных ресурсов. Следующие цели и задачи стоят перед экологическим образованием в детских садах:
- Получение дошкольниками глубоких знаний о природе и жизни, о том, какое место в экосистеме занимает человек. Это помогает заложить основы развития экологически воспитанной личности.
- Передача навыков осознанного поведения при взаимодействии с природными объектами.
- Осознание экологических ценностей и рисков.
- Становление чувственно-эстетического восприятия природы. Это достигается через стимулирование творческой активности, фантазии, поощрение любознательности.
- Формирование основ аналитического восприятия действительности, внимательности, умения видеть связи между явлениями и предметами окружающего мира.
Актуальность занятий
Основы мировоззрения человека формируются в первые 7 лет его жизни. Поэтому так важны ценности, заложенные в семье и детском саду. Чтобы решить актуальную проблему состояния планеты, ухудшающегося по мере неконтролируемого потребления, требуется изменение ментальности людей. Это объясняет тот факт, почему занятия по охране природы имеют первостепенное значение в ДОУ.
Понятие «экологическое воспитание»
Понятие охватывает не только аспекты заботы о природе, но и осознание ребенком себя как части планеты, формирование гуманистической направленности личности, общее культурное развитие. Понятие «экологическое воспитание» включает в себя:
- понимание действующих законов природы;
- готовность учитывать эти законы в своей жизнедеятельности;
- осознанное и рачительное использование ресурсов;
- ответственность за состояние окружающей среды, жизнь и здоровье других обитателей планеты.
Содержание экологического образования дошкольников по ФГОС
Образовательная система в соответствии с ФГОС построена на принципе развития детей через преобладание в процессе обучения практической, деятельной формы. Используются различные системы и методики.
Задача педагога — выделить из многообразия материалов наиболее соответствующие данному этапу обучения и подобрать приемы, которые позволят доходчиво разъяснить их юным подопечным.
Выделяют 4 ключевых направления:
- Нормативное. В нем заложена основная информация о правилах и нормах, существующих в сфере защиты окружающей среды. Дети узнают, какие общечеловеческие законы действуют в обществе, как они соотносятся с миром природы.
- Научно-познавательное. Чтобы у ребенка появился интерес к окружающему миру, ему нужно о нем многое рассказать. Для младших школьников важны визуализация, красочное описание явлений природы.
- Ценностное. Призвано объяснить детям, что природа — это не только ресурс, объект потребления. Она ценна сама по себе, необходима в эстетическом смысле. Полноценное развитие человека, его духовного мира невозможно в отрыве от восприятия им природной красоты.
- Практическое. Детей нужно научить, используя прикладные материалы и личный пример воспитателя, основным принципам взаимодействия с природой. По мере взросления это отношение будет становиться шире, однако, оно должно сохранить заложенные в ДОУ основы рачительного поведения.
Используемые методики
В современной системе дошкольного образования используют следующие средства и методы экологического воспитания:
- Предметно-визуальные. Они наиболее понятны детям, закрепляются в виде ярких запоминающихся образов. К этим способам относят просмотр фильмов, наблюдение за явлениями природы, изучение моделей и рисунков.
- Практические. С помощью таких мероприятий представление о связях и взаимодействиях между объектами окружающего мира становится глубже и познается на практике. В рамках этой методики дети ставят опыты, создают простейшие модели, играют.
- Вербальные. Чтобы обобщить полученные знания, проанализировать их и привести к системному виду, с детьми беседуют, читают им научные и художественные книги, рассказывают тематические истории.
Обязательной процедурой является педагогическая диагностика. С ее помощью замеряют начальный уровень образования и последующий прогресс. Учет индивидуальных особенностей воспитанников позволяет выбрать задания и активности, интересные и понятные ребенку.
Современная программа воспитания
Начиная с 90-х гг. XX в. появилось множество авторских методов дошкольного экологического воспитания. Это связано, с одной стороны, с углублением мирового кризиса в области защиты окружающей среды, с другой — с географической дифференциацией, когда содержание создаваемых методик учитывает социальные, этнографические и природные условия местности.
Широкое распространение получила программа «Экологическая тропа». На территории ДОУ создается уголок, в котором обустраивают следующие объекты:
- сад с кустарниками и парковую зону с несколькими видами деревьев;
- лужайку с низкорослыми растениями;
- грядки, элементы огорода;
- цветочную клумбу;
- зону лекарственных растений.
К созданию «тропы» полезно подключать родителей, т. к. в этом случае ее значимость будет подкреплена также и внутри семьи. Программа сочетает в себе все основные методы экологического образования: экскурсии, практические трудовые занятия, возможность наблюдения за природными объектами, творческие конкурсы и познавательные беседы.
Взаимодействуя с элементами «тропы», дети учатся:
- различать травы, кусты, цветы и деревья по выраженным признакам;
- понимать, из чего состоит растение;
- радоваться красоте цветов и взаимодействию животного мира с растительным;
- ухаживать за полезными овощными культурами, наблюдать за их состоянием;
- чувствовать, как природа влияет на эмоции;
- собирать лекарственные растения и понимать их пользу.
В современном дошкольном обучении широко применяются компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информация, которую дети в младших группах с трудом воспринимают в форме текста на слух, они легко усвоят в виде красочных слайдов, фильмов, интерактивных компьютерных игр.
Необходимая литература
Книги и журналы, которые помогут педагогу в работе:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.
- Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3
Памятка для родителей
Без поддержки родителей полноценное обучение невозможно. Памятка поможет педагогам включить членов семьи в экологическое воспитание дошкольника. В ней можно использовать следующие рекомендации:
- На прогулке всегда обращать внимание ребенка на повреждения растений, которые стали причиной поведения людей. Необходимо дать эмоциональную оценку происходящему, пробудить в ребенке желание помочь, исправить.
- Настроить детей на эмоциональное взаимодействие с природой. В лесу или парке позволить им искать и находить что-то интересное, смотреть и слушать, говорить, какие чувства это у них вызывает.
- Рассказывать о том, что хорошо, а что плохо. Почему нельзя загрязнять водоемы, громко кричать в лесу, оставлять на лужайке мусор.
- Объяснять, чем опасны лесные пожары и почему важно разумно расходовать воду.
Главным элементом дошкольного природоохранного воспитания является личный пример педагогов и родителей и их способность вызвать у детей интерес и любовь к природе.