Детские графические диктанты

Графический диктант — это рисование разных фигур по заданию, которое диктует педагог или родитель. Ребенок чертит по клеткам короткие линии в разных направлениях. При правильном выполнении указаний взрослого получается рисунок, предусмотренный схемой. В подготовительных группах детских садов часто устраивают подобные занятия, чтобы проверить готовность ребенка к школе.

Детские графические диктанты

Разновидности заданий

Для проведения диктантов предлагается 3 варианта заданий:

  1. Ребенок получает образец графического изображения. Он должен нарисовать точную копию представленной фигуры.
  2. Воспитатель или родитель говорит порядок действий, которые необходимо совершить (например, прорисовать 5 клеток вверх, а затем 4 клетки вправо и т. д.). Дошкольник выполняет задание без рисунка перед глазами, на слух. В результате получается графическая фигура.
  3. Ребенок получает задание в виде схемы. Она выглядит примерно так: 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 2→, 1↓, 4←. Цифра обозначает количество клеток, которое надо пройти по направлению, указанному рядом стоящей стрелкой.

Для начинающих подойдут более простые варианты из 1-й группы заданий. Дети часто путают понятия «вправо», «влево» и т. п., поэтому упражнения из 2-й и 3-й групп для них могут оказаться сложными. Но постепенно ребенок привыкает к диктантам и без труда справляется со многими схемами.

Польза графических диктантов

Польза графических диктантов по клеточкам для дошкольников неоспорима. Благодаря таким заданиям ребенок становится более усидчивым, трудолюбивым. Эти занятия развивают моторику рук, пространственное воображение и абстрактное мышление.

Дети, выполняющие задания, запоминают понятия, связанные с направлением, учатся считать.

В ходе проведения диктанта педагог задает вопросы по теме задания, вовлекая ребенка в разговор. Это способствует развитию речи дошкольника, расширению его кругозора, увеличению словарного запаса. Дети начинают понимать, что изображения можно представлять в разных видах.

Польза графических диктантов

Инструкция по выполнению

Чтобы провести диктант, воспитателю или родителю следует соблюдать последовательность действий:

  1. Подготовить тетрадь в клетку. Если планируются занятия с детьми до 6 лет, клетка должна быть крупной. Для младших школьников и дошкольников подойдет мелкая. Также следует запастись простыми и цветными карандашами, образцами графических фигур, ластиком, линейкой.
  2. Перед началом диктанта объяснить ребенку принцип работы, поставить цель и пояснить, какие задачи стоят перед дошкольником. Использовать назидательный тон не стоит. Надо постараться провести урок весело. Пусть это будет занимательная игра, а не экзамен.
  3. Обсудить все этапы предстоящей работы с ребенком. Если есть возможность, начертить на доске легкий рисунок в качестве примера.
  4. Усложнять задания постепенно.
  5. После каждого диктанта анализировать ошибки и трудности, возникающие у ребенка.

Как можно делать

Существует 3 основные методики выполнения графических диктантов:

  1. Слуховой способ. Воспитатель диктует детям, как надо вести линии, указывает направление и количество клеток. После того как задание будет выполнено, рисунок каждого ребенка сравнивается с образцом. Данная методика способствует развитию внимания, сосредоточенности.
  2. Рисование по представленному образцу. Каждому ребенку выдается графическая картинка, которую он должен скопировать в своей тетради. Дошкольник самостоятельно считает клеточки, проводит линии в нужном направлении. Эта методика помогает выработать усидчивость, развить зрительное внимание.
  3. Завершение неоконченного изображения. Ребенку дается рисунок, выполненный наполовину. Ему необходимо дорисовать вторую симметричную часть. Диктанты, выполняемые по данной методике, развивают мышление и ориентацию в пространстве.

Советы родителям

Не каждый ребенок способен с первого раза нарисовать заданную фигуру. Родителям не стоит ругать его за это. Лучше подсказать дошкольнику, в чем заключается его ошибка. Многие дети путают понятия «вправо», «влево». Рекомендуется перед каждым диктантом повторять значения, связанные с направлением.

Советы родителям

Не стоит скупиться на похвалу. Необходимо радоваться вместе с ребенком его успехам. Дети будут стараться еще больше, если поймут, что их труд оценили.

Нельзя слишком нагружать ребенка. Требуются перерывы каждые 5 минут для маленьких детей и каждые 10 минут для старших. Во время перемены можно сделать гимнастику для пальцев и глаз или поиграть.

Задания для диктантов

Множество сетевых ресурсов предлагают бесплатные задания для проведения графических диктантов по разным методикам. Если предполагается слуховой способ, исходную точку лучше поставить воспитателю.

Примерами могут служить следующие варианты заданий:

  1. Слон. Схема: 4→, 1↓, 1→, 1↓, 4→, 8↓, 2→, 3↑, 3→, 3↓, 2→, 5↑, 1→, 3↓, 2→, 1↑, 1→, 7↑.
  2. Ключ. Схема: 7→, 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 1→, 3↓, 1→, 1↓, 2→, 1↑, 1→, 1↑, 3→, 1↓, 1→, 1↑, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 3↑.

Это простые упражнения, делать их можно с маленькими детьми.

Для дошкольников и младших школьников есть более сложные варианты, например:

  1. Заяц. Ребенку предлагается найти исходную точку. Для этого надо отступить 5 клеток с левой стороны листа и 3 клетки сверху. Затем начинается рисование по схеме: 1→, 3↓, 2→, 2↓, 1←, 2↓, 3→, 3↓, 1←, 1↑, 1←, 2↓, 1→, 2↓, 2→, 1↓, 6←, 1↑, 1←, 1↑, 1→, 12↑. После завершения задания педагог предлагает дорисовать зайцу глаз в виде точки.
  2. Летящая птица. Для исходной позиции нужно отступить 3 клетки слева и 8 клеток сверху. Схема: 1→, 1↑, 3→, 2↑, 1→, 1↑, 2→, 1↑, 3→, 2↓, 2←, 1↓, 1←, 1↓, 5→, 1↓, 3←, 1↓, 9←, 1↑.

Для усложнения задания можно предложить детям раскрасить получившиеся фигуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector