«Зимняя» пальчиковая гимнастика

Для педагогов, которые регулярно проводят такие занятия, как развитие речи и пальчиковая гимнастика, зима — благодатное время года. Дети с удовольствием выполняют задания про Новый год, лепку снеговика, зимние виды спорта.

Пальчиковая гимнастика

Польза «сезонных» занятий

Помимо развития мелкой моторики, пальчиковые игры выполняют и другие полезные функции:

  1. Развитие памяти. Дети запоминают стихотворение и движения. Происходит также развитие зрительной и двигательной памяти.
  2. Развитие чувства ритма. Ребенок ритмично произносит стихи, сопровождая речь движениями.
  3. Развитие внимания. Чтобы не отстать от группы, детям нужно внимательно слушать педагога.
  4. Развитие воображения.
  5. Развитие координации движений, ловкости.

Сезонные занятия тоже имеют немалую пользу:

  • обновление репертуара позволяет поддерживать интерес;
  • дети обращают внимание на изменения в природе, знакомятся с окружающим миром, традициями, готовятся к праздникам;
  • дети узнают о сезонных развлечениях, видах спорта.

Пальчиковые игры позволяют разнообразить прогулки и повседневные дела, скрасить время ожидания.

Упражнения для детей

Основная тема зимних пальчиковых игр — новогодние традиции.

Также затрагивают такие темы, как:

  • игры со снегом: лепка снеговика, снежков;
  • зимние виды спорта;
  • изменения в природе.

Зимняя прогулка

1, 2, 3, 4, 5,

(загибаем пальцы)

Выходи скорей гулять!

(шагаем пальчиками)

Будем мы снежки лепить,

(«лепим»)

Птичек крошками кормить,

(«крошим хлеб» 3 пальцами)

С горки вместе покатались,

(из ладони делаем горку, а указательным пальчиком «скатываемся»)

И в сугробе повалялись,

(поворачиваем ладони то вверх, то вниз)

Прогулка зимой

А теперь домой пора,

Убегаем со двора.

(«бежим» 2 пальцами)

Руки отряхнули,

Куртки отряхнули,

(изображаем, что отряхиваемся)

Пообедали потом

(«едим ложкой»)

И уснули сладким сном.

(складываем ладони под щекой)

Елка

Пальчики сцепляются,

Елка получается!

Локоточки подними,

Свои пальцы разведи.

Руки слегка сгибаем в локтях, ладони держим от себя под углом. Сцепляем пальцы через один елочкой.

Зимушка пришла,

Принесла мороз.

(сжимаем кулаки)

В гости елку привела.

Пальчиковое упражнение Елочка

(сцепляем пальцы под углом)

Дружно водим хоровод,

(круговые движения кистями)

Кто сегодня к нам придет?

(трем ладони)

Новый год, приди скорей,

Ждать устали у дверей.

(расслабить и опустить кисти)

Будем петь и танцевать,

(трясем руками)

И подарки получать.

(протягиваем ладони)

В нашем садике зимой

(показываем домик)

Елка поселилась.

(изображаем в воздухе очертания елки)

И фонариками яркими

Елка нарядилась.

(крутим «фонарики» над головой)

Мы вокруг красавицы

Встанем в хоровод,

(беремся за руки)

И наступит долгожданный

Новый год.

(растопыриваем пальцы над головой)

1, 2, 3, 4, 5,

(соединяем кончики пальцев с большим по очереди)

Станем елку наряжать.

(руки поднимаем и разводим в стороны)

Принесли мы шарики,

(симметрично соединяем пальцы, изображая шар)

Яркие фонарики,

(растопыриваем пальцы, соединив ладони, и крутим вперед назад)

Доброго Петрушку,

(изображаем длинный нос и колпак на голове)

Разные игрушки,

(протягиваем ладони)

Толстого мишку,

(изображаем руками косолапые лапы и «шагаем»)

Зайку-трусишку,

(показываем ушки)

Сороку да ворону,

(изображаем пальцами клювик)

Принцессу в короне,

(показываем на голове корону)

Длинные сосульки,

(дотрагиваемся до пола)

Громкие свистульки.

(изображаем ладонью свистульку)

Птицы зимой

Птички, птички, прилетайте!

(зовем птичек движениями рук, расставив пальчики)

Пальчиковая гимнастика Птицы

Угощение принимайте,

(кладем воображаемый кусочек хлеба на ладонь и «режем» его ребром второй ладони)

Припасли мы крошки,

(«крошим хлеб» 3 пальцами)

Булочки немножко,

(трем подушечки пальцев)

Это воробьям,

(вытягиваем руку лодочкой)

Это голубям,

(повторяем другой рукой)

Ну а вы, вороны,

Ешьте макароны!

(трем ладони друг о друга).

Теплые варежки

Даша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик дашенькин пропал,

В свой домишко не попал.

Даша варежку сняла,

«Посмотрите, я нашла!»

Здравствуй, пальчик, как дела?

Рада, что тебя нашла.

Сжимаем пальцы в кулачок, потом разгибаем все, кроме одного. После этого разгибаем оставшийся палец.

Лыжники

Я на лыжах побегу,

По хрустящему снежку.

А теперь и на коньках

Упражнение Лыжники

Прокатился, ах!

(скользим пальцами по столу)

Зимние забавы

Что мы делаем зимой?

Мчимся с горки ледяной,

Баба снежная готова,

На коньках поедем снова.

Лыжи, санки и хоккей,

Много счастья для детей.

(считаем, загибая пальцы)

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(поднимаем руки)

Вешаем игрушки,

Шишки и хлопушки,

Шарики, корзинки,

Звезды и снежинки.

(соединяем большой палец с остальными)

Как фонарики горят!

Наших радуют ребят.

(показываем руками «фонарики» над головой)

1, 2, 3, 4,

(загибаем пальцы)

Упражнение Зимние забавы

Мы снежок лепили.

(изображаем лепку)

Круглый,

(рисуем в воздухе круг)

Гладкий,

(сжимаем кулак и гладим его)

Но совсем не сладкий.

(грозим пальчиком)

Раз — подбросим,

(делаем вид, что подбрасываем)

2 — поймаем,

(«ловим» его)

3 — уроним,

(«бросаем» на пол)

И сломаем.

(топаем ножками)

Мороз (разные варианты)

Закончился день,

(разводим руки)

Закружилась метель,

(изображаем качающиеся деревья)

Затрещал мороз,

(сжимаем кулачки)

Щиплет щеки, щиплет нос,

(пощипываем щеки и нос)

Стали руки замерзать,

(трем руки)

Упражнение Мороз

Нужно их отогревать.

(дышим на руки)

Потемнело за окном,

(руки в стороны)

Мы уснули крепким сном.

(складываем ладони под щекой)

У зимы в лесу изба,

(изображаем домик)

Во все стороны резьба,

(вращаем указательными пальцами)

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены.

(ставим кулаки друг на друга попеременно)

Окна у избы закрыты

Сказочными ставнями.

(держим ладони книжкой)

На шесте на ледяном

(ставим ладонь на кончик указательного пальца)

Ходит ворон ходуном.

(указательным пальцем пересчитываем пальчики)

Греем пальцы

Мерзнут детские ладошки,

(сжимаем кулаки)

Поиграем мы немножко.

Хлоп!

(хлопаем 3 раза)

Чтобы пальчики согреть,

Нужно сильно потереть.

Пальчики мы согреваем,

(трем руки, как во время мытья)

Их сжимаем, разжимаем.

Дружно мы в снежки играли,

Наши пальчики устали.

Мы их станем согревать,

Мы их станем растирать.

(энергично двигаем пальцами и растираем ладони).

Лепка снеговика

Дружно катим снежный ком,

(изображаем, как катим ком)

Станет он снеговиком.

(рисуем в воздухе 3 круга разного размера)

Розовые щечки,

(прикладываем ладони к щекам)

Глазки-уголечки,

Шляпа из ведерка,

А в руках метелка.

(показываем руками глазки, шляпу, метлу)

Упражнение Снеговик

Если солнце припечет,

(поднимаем руки)

Снеговик наш утечет.

(удивленно разводим руки)

До какого возраста интересна пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры проводят с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Чтобы занятия проходили эффективно, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • проводить игру не более 8 минут;
  • убрать из поля зрения отвлекающие предметы;
  • не проводить против желания ребенка или при плохом самочувствии;
  • задействовать обе руки равномерно;
  • доступно объяснить ребенку сюжет игры при первом знакомстве с упражнением;
  • использовать эффект сюрприза;
  • не скупиться на похвалу.

Задачи пальчиковой гимнастики в младшей и средней группах ДОУ:

  • развитие связной речи;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • изучение частей тела;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • тренировка согласованности речи и движений;
  • укрепление мускулатуры пальцев рук;
  • развитие пространственного мышления;
  • знакомство со свойствами предметов;
  • развития навыка повторения за взрослым.

Цели гимнастики

На занятиях со старшими дошкольниками рекомендуется вводить элементы обучения счету, подготовки к школе.

Задачи пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ:

  • практика быстрой речи;
  • развитие мышления, внимания;
  • совершенствование координации движений;
  • развитие навыков счета;
  • запоминание слов на лексические темы;
  • разыгрывание сюжетной линии с элементами театральной постановки, пения, танца;
  • формирование навыков творческого использования бытовых предметов и спортивного снаряжения.

Задачи пальчиковой гимнастики в подготовительной группе ДОУ:

  • развитие ловкости пальцев;
  • развитие речи через объяснение, комментирование происходящего;
  • совершенствование концентрации внимания;
  • стимулирование фантазии;
  • знакомство с фольклором, национальной культурой;

Старшие дошкольники уже могут не только выполнять упражнения, но и передавать образ персонажа, творчески самовыражаться, использовать импровизацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector