Как заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику ребенка. Она направлена на скоординированность работы кистей и пальцев при выполнении мелких и точных движений, задействует нервную, мышечную, костную и зрительную системы организма. По развитию мелкой моторики делают вывод о соответствии возрасту и готовности к обучению в школе. Выполнять упражнения можно в домашних условиях и на прогулке. Никаких сложных или дорогостоящих приспособлений для проведения пальчиковой гимнастики не требуется.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми

Разновидности пальчиковой гимнастики

Упражнения различаются несколькими характеристиками.

По технике движений:

  • статические (точные) — изображение пальцами какой-либо фигуры (например, «Дом»);
  • динамические (более сложные) — сочетают несколько движений пальцами («Птица», «Птенчики в гнезде»);
  • для кистей — напряжение и расслабление (упражнение «Ворота»).

По использованию дополнительных предметов:

  • бытовых и бросовых (бельевых прищепок, шнурков, карандашей ,пуговиц, контейнеров от «Киндер-сюрпризов» и др);
  • природных (шишек, орехов, ракушек и др);
  • мячиков (теннисных, массажных);
  • специальных (полей, досок).

Сопровождением упражнений могут быть:

  • стишки или песни — простые и легко запоминающиеся;
  • манипуляции — изображение животных, членов семьи и др;
  • инсценировки с разыгрыванием знакомых сюжетов.

Функции игровых занятий

Цель упражнений для пальчиковой гимнастики:

  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • активизация речевых центров;
  • развитие ловкости пальцев;
  • подготовка детей к письму;
  • снятие утомления.

Комплексы упражнений для дошкольников разного возраста отличаются направленностью.

В 1 и 2 группах (1,5-4 года):

  • развивают координацию движений и умение повторять движения взрослого;
  • формируют чувство ритма.

В средних группах детского сада (4-5 лет):

  • развивают непроизвольную память, внимание и способность связывать слово с действием;
  • обучают снимать напряжение в кистях и пальцах после рисования, вырезания и другой работы;
  • улучшают мелкую моторику.

В старших и подготовительных группах (5-7 лет):

  • развивают произвольную память, фантазию;
  • обучают концентрироваться на важном;
  • улучшают двигательную способность кистей;
  • подготавливают к овладению письмом.

Функции игровых занятий

Важно значение игровых занятий в точечном воздействии на рефлекторные зоны на пальцах и кистях. Такой массаж положительно влияет на функционирование головного мозга, позвоночника и внутренних органов.

Упражнения для мелкой моторики

Мелкую моторику начинают развивать у ребенка с грудного возраста, с того момента, как замечено, что он ощупывает пеленку.

Детям до 3 месяцев дают в руки:

  • лоскуты разной по фактуре ткани: вельвета, бархата, шелка;
  • ткань с пришитой пуговицей или вшитым шуршащим пакетом из полиэтилена.

От 3 до 6 месяцев:

  • шьют маленькие мешки и насыпают в них фасоль, вермишель или крупу, ребенку должно быть легко и удобно держать изделие в одной руке, перекладывать из ладони в ладонь, перебирать содержимое;
  • дают играть нанизанными на шнурок крупными разноцветными бусинами разной формы;
  • покупают игрушки, лучше с рельефной поверхностью, и специальные коврики.

От 6 месяцев до 1 года:

  • катают вместе с ребенком (взяв его руки в свои) кусочки некрутого теста, делая шарики и жгуты, таким же образом скатывают шарики из бумаги или фольги;
  • во время купания ребенок ловит в воде мыло (лучше фигурное);
  • продолжают тактильные игры с разными лоскутами, крупами;
  • когда ребенок научился сидеть, применяют варианты «Ладушек», «Сороки-белобоки»;
  • учат собирать пирамиду, играть с кубиками.

Упражнения для мелкой моторики

Пальчиковые игры для детей до года сочетают с массажем. Для самых маленьких его начинают с мизинца и массируют каждый палец от ногтя до основания, задерживаясь на суставах. Уделяют внимание подушечкам пальцев, легко нажимая на них.

Количество упражнений и игрушек для детей старшего ясельного возраста увеличивается, задания усложняются.

От 1 до 2 лет это:

  • «Здравствуй, пальчик» — поочередно прикасаются указательным, средним, безымянным и мизинцем к большому пальцу со словами: «Здравствуй, пальчик дорогой, так мы встретились с тобой»;
  • «Домик» — соединяют ладони — («это домик»), переплетают пальцы — («это крыша»), все пальцы поднимают вверх («а труба еще повыше»);
  • учат складывать простые пазлы и мозаику.

От 2 до 3 лет:

  • «Салют»- нужно разорвать на мелкие кусочки цветную бумагу, складывая фрагменты на тарелку, а затем собрать все в ладонь и подбросить;
  • «Подзорная труба» — самостоятельное сворачивание листа формата А4 в трубку;
  • сжимание, скручивание, разминание соленого теста;
  • обведение контура рисунка без отрыва карандаша от бумаги.

Упражнения для детей среднего детсадовского возраста:

От 3 до 4 лет:

  • нанизывание пуговиц и бусин на леску;
  • вырезание ножницами фигур;
  • «Сюрприз» — чтобы его получить, нужно аккуратно развернуть 3-5 конфетных фантиков и сложить их;
  • изготовление мелких поделок из пластилина, например угощения для кукол;
  • сортировка прищепок по цвету и присоединение их к кромке в указанном порядке.

Упражнения для детей среднего детсадовского возраста

От 4 до 5 лет:

  • соединение точек на бумаге так, чтобы получился узор или рисунок;
  • пришивание пуговиц;
  • «Аптекарь» — ребенку рассказывают о работе аптекаря и предлагают перекладывать пинцетом бусины из одной емкости в другую.

Пальчиковые упражнения для старших дошкольников:

  • заштриховывание фигур по образцу;
  • игры с палочками — ребенок считает палочки, из которых сложены фигуры, и выкладывает сначала такие же, а затем придумывают свои;
  • вырезание снежинок и разрисовывание;
  • выкладывание по контуру рисунка мелких предметов;
  • складывание из бумаги хлопушек, корабликов, самолетов и др.;
  • дорисовывание недостающих деталей на картине;
  • выкладывание на листе картона узора из цветных бусин.

Упражнение «Театр теней» лучше применять, когда в гости пришли ровесники ребенка. Оно развивает воображение и эмоциональный контакт с окружающими, что важно для дошкольников. Понадобятся настольная лампы и экран — светлая стена. Дети садятся между лампой и стеной, поднимают руки, сложенные так, чтобы на экране они отображались в виде животных или растений.

Гимнастика для крупной моторики

Крупная моторика — это любая физическая активность. Она необходима для развития равновесия, силы, координации и проприоцепции.

Для детей до года это:

  • массаж;
  • динамическая гимнастика;
  • ползание, лазанье, ходьба;
  • плаванье.

У маленьких детей развитие крупной моторики происходит тогда, когда они учатся садиться, ложиться, вставать, наклоняются, тянутся за каким-то предметом или толкают мяч. Развивают ее:

  • зарядка;
  • танцы;
  • прыжки на скакалке;
  • подвижные игры;
  • катание на велосипеде, самокате;
  • работа по дому или в саду;
  • спорт;
  • йога.

Важно, чтобы родители дошкольников уделяли внимание развитию и мелкой, и крупной моторики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector