Как проводить физкультминутку для детей 3-4 лет

Физкультминутка для детей 3-4 лет крайне важна, т. к. в этом возрасте они испытывают потребность много двигаться. Недостаток двигательной активности может привести к проблемам как в физическом, так и в умственном развитии.

Занятия в саду

Значимость физкультминутки на уроках

Чтобы достичь хороших результатов в обучении ребенка, необходимо обязательно чередовать виды деятельности. Маленький ребенок не может длительное время заниматься изучением новой информации, ему нужны отдых и зарядка. В противном случае он будет не в состоянии удерживать свое внимание на изучаемом предмете, будет отвлекаться, перестанет слушать.

Нельзя принудительно заставлять его учить тот или иной материал, повышать на него голос и т. п. Это не даст результата, а лишь усугубит ситуацию. Чем более усталым и раздраженным будет ребенок, тем хуже он будет запоминать новую информацию.

Нужно делать с ним упражнения для расслабления глаз, снятия напряжения с мышц спины, рук и др. Кроме того, следует выполнять упражнения для мелкой моторики (разминать кисти, шевелить пальцами).

Все упражнения выполняются в игровой форме, под музыку или с чтением стихотворений. Это позволяет детскому мозгу расслабиться и переключиться на другой, более приятный для него вид деятельности.

Если дети занимаются группой, то проводить подобные занятия весело и интересно. Они могут заниматься подвижными играми, выполнять задания, передавать друг другу предметы (кубики, мяч и т. п.).

Необходимо делать музыкальные паузы. Такая практика поможет приучить дошколят к искусству, разовьет их слух, воображение, творческие способности. Также веселая музыка влияет на настроение, бодрит и повышает тонус.

Дети перестают чувствовать усталость. Такие паузы можно устраивать не только на уроках музыки, рисования, но и во время изучения иностранного языка. Это полезно тем, что ребенок на таких сеансах знакомится с фольклором других стран, ему становится интересным предмет.

Физкультминутка помогает:

  • внести разнообразие в ход занятия;
  • усилить кровоснабжение внутренних органов;
  • активизировать дыхательную функцию;
  • улучшить мозговую деятельность;
  • снять напряжение.

Физические упражнения и двигательная активность дают возможность ребенку правильно развиваться, поддерживают его здоровье. Кроме того, грамотное совмещение труда и отдыха поможет ему находить этот баланс во взрослой жизни.

Однако при разработке таких заданий нужно учитывать особенности детского организма. Лишняя нагрузка может негативно сказаться на нем. Поэтому следует отдавать предпочтение легким упражнениям.

Периодичность проведения

Маленьким детям следует устраивать физкультминутки чаще, чем школьникам: каждые 20 минут во время занятия, чтобы ребенок успевал отдохнуть и набраться сил. Средняя продолжительность занятия составляет около 1 часа.

Длительность такой разминки — 5-7 минут, не более. При этом детский организм расслабится, но в то же время не потеряет тонус и сможет легко вернуться к активному изучению материала.

Чем активнее игра, тем меньше по времени она должна длиться, иначе ребенок может устать от игрового процесса. В таком случае дальнейшее обучение не будет эффективным: дошкольник не сможет переключиться и сосредоточиться.

Физкультминутка

Упражнения для мелкой моторики

Упражнения для мелкой моторики необходимы для детей, т. к. они возбуждают речевые центры в головном мозге, приводят к их согласованной деятельности. Так речевые навыки развиваются быстрее.

Эти упражнения положительно влияют на эмоциональный фон, учат прислушиваться к речи и понимать ее, усиливают речевую активность, повышают концентрацию внимания. При выполнении подобных заданий речь ребенка становится четче, ярче, ритмичнее, он начинает лучше контролировать свои движения.

Память развивается быстрее, т. к. дошкольник запоминает положения ладоней и последовательность действий. Кисти рук, пальцы становятся более гибкими, подвижными и сильными, что облегчает освоение письменных навыков.

Пальчики-пальчики

Для выполнения этого упражнения ребенок должен вытянуть вперед руки, расположив ладони перед собой. Пальцы держат в прямом положении, затем раздвигают.

Далее нужно сжимать и разжимать пальцы одновременно на обеих руках, приговаривая:

Пальчики

Движения повторяют 5-10 раз.

Хлопки

Дети должны ритмично хлопать в ладоши, повторяя за взрослым:

Хлопки

Солнышко

Солнышко

Месим тесто

Игра Месим тесто

Другие упражнения для физкультминутки

Упражнения приносят не только пользу, но и удовольствие детям, способствуя развитию необходимых навыков. Таким образом, они уже в раннем возрасте смогут выполнить сложнокоординационные движения.

Дождевые тучи

Тучи упражнение

Листопад

Листопад

Фрукты

Фрукты

Нагулялся в лесу

В лесу

Нам не до скуки

Не до скуки

Мы устали, мы устали

Мы устали

Мишка проснулся

Упражнение Мишка проснулся Упражнение «Мишка проснулся».

Изобрази кузнечика

Кузнечик

Прогулка по лугу

По лугу

Картотека с остальными упражнениями

Существует много других упражнений, которые помогают детскому организму правильно развиваться как физически, так и умственно:

  1. Зверята. «Как у наших у зверят ножки бодро так стучат (топаем ногами): топ-топ, топ-топ-топ. Как устанут ножки — хлопают ладошки (хлопаем): хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп! А потом зверята приседают рядом (выполняем приседания). Как начнут они бежать, никто не сможет их догнать (бежим на месте). Будут прыгать, веселиться и весь день будут резвиться (прыгаем и машем руками)».
  2. Выпал снежок. Выпал белый снежок, соберемся мы в кружок (дети становятся в круг и берутся за руки), ножками потопаем, ручками похлопаем (топаем и хлопаем). Весело будем плясать, согреваться станем, хлоп-хлоп, топ-топ! Пусть летит снежок на нас (поднимаем руки вверх, трясем кистями из стороны в сторону), пусть укроет серебром (кладем ладони на голову). Ждем его мы все сейчас (покачиваем туловищем вправо-влево), пусть придет он к нам с добром!».
  3. Котик. «Лапкой котик умывается, ведь он в гости собирается (рукой проводим по лицу). Вымыл ротик (проводим кулаком по рту), вымыл носик (протираем под носом), вымыл ухо (пальцы вставляем в уши, как будто вычищая их), вытер сухо (трем ладонью по ушам)».
  4. Делай вместе с нами. «Ручками похлопаем (сходимся в круг, делаем хлопки ладонями), ножками потопаем (топаем ногами, стоя на месте), разбежимся кто куда (разбегаемся в стороны) и вернемся навсегда (снова сходимся в круг)».
  5. Где же ручки. «А у нас пропали ручки… Ручки-ручки, где же вы? (руки держим за спиной). Раз, два, три, четыре, пять — и найдетесь вы опять (достаем руки из-за спины). А у нас пропали ушки. Ушки-ушки, где же вы? (Закрываем уши ладонями). 1, 2, 3, 4, 5 — вы покажетесь опять (убираем ладони от ушей). А у нас пропали глазки. Глазки-глазки, где же вы? Раз, два, три, четыре, пять — вы появитесь опять (убираем ладони от глаз)».
  6. Осенние листочки. «Осенние листочки на веточках сидели (присаживаемся на корточки), ветер дунул, гром грянул — листья полетели (встаем, раздвигаем руки и начинаем «летать»). Полетели-полетели и на землю тихо сели (приземляемся на корточки). Ветер снова набежал и листву всю вверх поднял (поднимаемся, кружимся), повертел, да покрутил, и на землю опустил (кружимся и плавно присаживаемся на пол)».

Физминутки для детей 3-4 лет выполняются во время занятий. Это условие должно быть соблюдено обязательно. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не утомились от выполнения упражнений, иначе они не смогут дальше заниматься, им потребуется отдых. Поэтому длительность зарядки не должна превышать 10 минут: тогда ребенок успеет отдохнуть и переключиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector