Методики домашнего обучения чтению

Многие родители не знают, как научить ребенка читать. Обучение дошкольников можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Это способствует не только развитию детей, но и укреплению отношений между членами семьи.

Ребенок читает

Как определить готовность к обучению

В большинстве случаев дети готовы приступить к обучению в 4-5 лет, иногда — только в 6. При выборе времени важно чувствовать своего ребенка. Некоторые готовы читать в 3 года, но это, скорее, исключение.

Главный критерий — ребенку должно быть интересно, он должен концентрироваться на текстах. Без правильного настроя упражнения не дадут эффекта.

К общим критериям готовности относят следующие факторы:

  1. Умение понимать смысл прочитанного. Попробуйте изучить какую-нибудь детскую книгу вместе с ребенком. Читайте неторопливо и с выражением. Если текст воспринимается с трудом, приступать к обучению рано. Тест лучше повторить несколько раз. Иногда дети плохо понимают отдельные произведения из-за отсутствия заинтересованности или общей неосведомленности.
  2. Навык составления предложений. Перед тем как приступить к чтению, ребенок должен научиться хорошо оперировать длинными фразами. В противном случае ему будет трудно продвинуться в изучении из-за проблем с пониманием.
  3. Способность различать звуки. Логопеды называют этот навык фонематическим слухом. Ребенок должен осознавать, что слова, звучащие одинаково, могут иметь разный смысл в зависимости от контекста, например гриб и грипп.
  4. Навык определения направлений и сторон. Сначала нужно научить ребенка отличать верх от низа. Второй этап — определение правой и левой сторон. Это поможет лучше понимать вас. Ребенок будет знать, где находится нижняя строка, откуда начинать читать и т.д.
  5. Отсутствие речевых проблем. Ребенок должен уметь правильно и четко произносить слова. Если имеются какие-то проблемы, нужно обратиться к логопеду. В противном случае с помощью чтения дефекты произношения будут закрепляться.

С чего начать подготовку

Научить ребенка понимать буквы можно даже в 2-3 года, но в этом возрасте дети еще не готовы корректно воспринимать смысл прочитанного и правильно произносить слова. Чтобы избежать речевых проблем в дальнейшем, нужна подготовка. Начинается она почти с самого рождения: родители развивают коммуникативные навыки ребенка, учат его произносить слоги, слова и т.д.

Для обучения чтению нужно создать прочные и яркие ассоциации. Для этого с детьми просматривают карточки, картинки и книги с иллюстрациями. Под всеми изображениями должны присутствовать буквы.

Сначала ребенок будет воспринимать их как часть картинки, затем придет осознание того, что они что-то означают. Для ускорения процесса можно вместе заучивать короткие стишки и песенки, читать потешки и сказки. Это должно сопровождаться выразительной жестикуляцией, правильной интонацией и иллюстрациями.

Подготовка к чтению

Когда дети уже хорошо выговаривают слова, понимают смысл сказанного и начинают интересоваться написанным, можно переходить к следующему этапу. Изучение букв должно проходить в игровой форме. Для этого можно использовать творческие хитрости. Самый простой прием — выкладывание палочками. Однако у детей это не всегда вызывает интерес.

Можно использовать кинетический песок или пластилин. С помощью последнего можно даже самостоятельно сделать таблицу, приклеив рядом с каждой буквой соответствующую фигурку. Например, для «я» это будет яблоко.

В дальнейшем, когда ребенок освоит основы, можно перейти к следующему этапу обучения. Специальные тетради с буквами для обведения и заштриховывания помогут скорректировать написание и восприятие. Даже при незначительном искажении символов детям становится трудно читать, поэтому важно это попутно искоренять.

Правила домашнего обучения

При проведении занятий для детей нужно соблюдать следующие рекомендации:

Гласные буквы

  1. Усложняйте задачу постепенно. Сначала изучите звуки, затем — буквы, после этого приступайте к чтению по слогам. Проще начинать с гласных. Затем переходят к звонким согласным: «л», «м» и т. д. Звуки произносят так, как они звучат: не «эм», а «м». В конце изучают шипящие и глухие.
  2. Не пытайтесь сразу требовать от ребенка знания алфавита. Детям трудно понять, почему буквы должны быть в точном порядке. Для них это станет лишней информацией и собьет с толку.
  3. В начале каждого занятия повторяйте то, что изучили на предыдущем. В противном случае новая информация будет вытеснять старую из памяти. Повторение помогает закрепить навыки.
  4. Занимайтесь регулярно. Это может быть сложно, т.к. дети не всегда готовы к обучению, но разрешается и схитрить. Буквы окружают нас и передают большую часть информации. Вы можете использовать это во время прогулок, игр и т.д. Если вы редко занимаетесь с ребенком, к следующему уроку он будет забывать то, что изучил ранее.
  5. Развивайте культуру чтения в семье. Предпочтите книгу вместо отдыха перед телевизором. Дети охотно повторяют все за родителями, поэтому высок шанс, что ребенок заинтересуется самостоятельно. Читайте сказки и рассказы для дошкольников. Задавайте наводящие вопросы и обсуждайте произведения с ребенком.
  6. Не перегружайте. Занятия должны быть интересными, иначе появится отвращение к учебе. Маленькие дети не могут долго концентрироваться, поэтому первые уроки должны продолжаться 10-15 минут. Ни в коем случае не нервничайте и не наказывайте ребенка, если у него что-то не получается.

Во время обучения важно следить и за собственным произношением. Если вы неправильно ставите ударения, ребенок начнет повторять за вами. К его собственным ошибкам прибавятся ваши. Некоторые логопеды предлагают обучаться не только детям, но и их родителям параллельно с ними.

Как заинтересовать

Чтобы ребенку легко давалось чтение, его нужно заинтересовать. Для этого вы можете сначала ненавязчиво предлагать изучать буквы во время какого-нибудь увлекательного занятия. Например, можно рисовать палочкой на песке на пляже. Если ребенок уже учится читать, можно предлагать ему угадывать слова на вывесках.

Желательно переносить занятия в дом только после тренировок на улице и во время игр. Тогда ребенок не будет воспринимать это негативно. Желательно отнестись к этому максимально внимательно: купите красивые карандаши и ручки, поставьте яркий стул, детский столик и т.д. С атрибутикой детям будет интереснее заниматься. Только следите за тем, чтобы ребенок не сосредотачивался на аксессуарах.

Учите детей самостоятельно готовиться к занятиям и убирать за собой в конце. Можно ввести игровой элемент. Например, попросите ребенка рассортировать вещи.

Азбуки и книги требуют большой усидчивости, поэтому лучше начать с лепки из пластилина, палочек, кубиков и т.д. Чтобы ребенок лучше запоминал пройденное и легче воспринимал занятия, нужно развесить по всему дому таблицы, плакаты, магнитные доски и т.д. Периодически их можно менять местами. Это поможет ребенку не заскучать.

Распространенные методики

Существует множество авторских методик обучения чтению и подготовке к школе. Желательно комбинировать несколько техник, чтобы добиться лучшего результата.

Чтение по складам

Склады отличаются от слогов тем, что последние могут быть длинными, а первые всегда содержат только 1 согласный звук. Методика подразумевает изучение целых конструкций без запоминания отдельных букв. Для начала обучения ребенку нужно знать лишь гласные звуки.

Чтение по складам

При изучении согласных их сразу присоединяют к гласным, составляя склады. Например, «бо», «ба», «бу» и т.д. Можно нарисовать таблицу с полученными простыми слогами. Для закрепления пройденного и усиления заинтересованности следует придумывать слова, начинающиеся на изученные склады.

Метод Домана

Глен Доман пришел к выводу, что детям проще сначала запомнить слитное написание слов. После их изучения становится легче освоить алфавит.

Автор методики предлагает ежедневно показывать ребенку карточки со знакомыми словами и картинками.

Изображение держат несколько секунд, затем заменяют другим. Количество карточек постепенно увеличивают. Их показывают 2-4 раза в день.

Карточки Домана

Методика Жуковой

Жукова предлагает классический способ обучения от простого к сложному. Ребенок сначала изучает отдельные буквы, потом переходит к слогам, затем начинает читать слова. Поскольку при обучении используют азбуку, занятия могут показаться слишком монотонными и скучными. Желательно подкреплять эту технику другими.

Кубики Зайцева

Автор методики предлагает использовать отличающиеся размером и наполнением кубики, чтобы у ребенка быстрее создавались ассоциации. Дополнительно в набор включена таблица со слогами. Кубики с металлическим наполнением соответствуют звонким звукам, с деревянным — глухим. На гранях маленьких изображены мягкие согласные сочетания, на больших — твердые. Это помогает ребенку понять основы. К недостаткам родители относят возможные проблемы с произношением и разбором слов.

Кубики Зайцева

Слоговая таблица

Таблица — это вспомогательный материал, который помогает лучше усваивать информацию и повысить скорость чтения. В нее внесены открытые слоги, начинающиеся с согласной и заканчивающиеся всевозможными гласными звуками. Рядом с буквами могут присутствовать картинки для ассоциативного закрепления. Занятия составляются родителями самостоятельно. Можно просто читать слоги или составлять из них слова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector