Игровое обучение чтению

Разучивание букв с маленьким детьми может вызывать некоторые трудности. Поэтому ряд педагогов практикуют занятия «Учимся читать играя».

Обучение чтению

Такие уроки сопровождаются яркими картинками, забавными играми, процесс обучения проходит весело и непринужденно. В результате ребенок постепенно начинает называть буквы, складывать слоги и читать слова.

Психологические особенности дошкольников

Многие родители считают, что ребенку не обязательно уметь читать до школы. Но в последующем учеба таким детям будет даваться тяжелее в сравнении с более успевающими одноклассниками.

Кроме того, навыкам чтения дошкольников обучить не так сложно. Дети проявляют интерес ко всему новому, у них появляется потребность в эмоциональном контакте с педагогом, родителями, сверстниками.

Если проводить подготовку в сюжетно-тематической направленности, то у ребенка появится интерес к занятиям и развитию связной речи, а значит, будет виден результат в усвоении знаний.

При организации процесса обучения чтению ребенка младше 6 лет учитывают такие нюансы:

  1. Необходимость создания условий для сенсорного развития.
  2. Так как основной деятельностью детей данного возраста считается игра, в соответствии с этим выбираются методы и приемы познавательного процесса. Чаще это развивающие игры.

Имеется ряд признаков, по которым можно определить готов ли ребенок психологически к занятиям:

  • отсутствие логопедических проблем, дошкольник четко и разборчиво произносит все фразы;
  • осуществляет звуко-буквенный анализ, может спокойно отличить «том» от «дом» как по звучанию, так и по значению;
  • произнося слово, ребенок может посчитать, сколько в нем слогов;
  • ему знакомы такие понятия, как право-лево, вверх-вниз.

Особенности дошкольников

Если этих навыков еще нет, то прежде выполняют упражнения по их развитию.

Общие рекомендации

Перед тем как переходить непосредственно к играм по выработке навыков чтения, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями данного метода.

Опытные педагоги дают такие рекомендации:

  1. Занятия должны быть регулярными. Пусть они будут короткими, например по 5-10 минут, но ежедневными. Эффект будет лучше, чем если вы станете заниматься по 45 минут, но 1 раз в неделю.
  2. Так как научить ребенка чтению можно даже во время прогулок, нет необходимости усаживать его за парту: он все равно не высидит положенное время. Заниматься можно где угодно: на детской площадке, рисуя мелом на асфальте или палочкой по сырой земле, проходя мимо магазинов и читая надписи на витринах и вывесках, рекламных баннерах и т. д.
  3. Обучение проводить лучше после того, как ребенок выспался и поел: когда он сыт, весел и активен, процесс пойдет быстрее.
  4. За все удачные попытки хвалите ребенка, не зацикливайтесь на его неудачах. Занятия должны проходить в виде игры и вызывать радость, а не разочарование.
  5. Лучше научить ребенка произносить звуки, а не сами буквы, так он быстрее освоит в дальнейшем слоги.

Преимущества и недостатки игровой формы обучения

К достоинствам такого метода можно отнести следующие моменты:

  • повышение интереса у маленьких детей;
  • активизация их познавательной деятельности;
  • лучшее усвоение знаний;
  • развитие мыслительной деятельности и творческих навыков.

Преимущества игровой формы

Кроме того, игра — отличный способ закрепления полученных знаний.

Но есть и некоторые недостатки у игровой формы обучения:

  • во время занятий сложно соблюдать дисциплину;
  • метод хорош преимущественно для детей до 7 лет.

Комплекс упражнений

Ниже приведено несколько игровых упражнений, чтобы дошкольник быстрее обучился навыкам чтения.

Разучивание букв

  1. «Веселые занятия». Чтобы ребенок быстрее запомнил буквы, их можно лепить из пластилина, раскрашивать, складывать из бусин или других мелких предметов (под присмотром взрослого) или рисовать на манке или прочих сыпучих основах.
  2. «Поиск пары». Нужно приготовить 2 буквенных набора: родитель или учитель достает из одного набора карточку и просит ребенка найти у себя такую же буковку. Если есть только 1 набор, то можно попросить нарисовать пару.
  3. Дается несколько картинок и буквенный набор, дошкольнику нужно будет подобрать к каждой картинке ее заглавную букву.
  4. «Пишем на спине». На спине ребенка пишется буквенное очертание, и он должен угадать его и отобразить на бумаге либо просто назвать. Потом можно поменяться ролями.

Рисование на манке

Чтение по первым буквам

Игра называется «Открывающиеся окошки».

Для того чтобы сделать приспособления для игры своими руками, нужно взять 2 листа плотной бумаги. На первом рисуют картинки, сверху на него приклеивают другой лист уже с прорезанными створками для картинок. На створках пишутся слова, подходящие к каждой картинке.

Для самых маленьких можно записать звуки, которые издают животные (му-му, гав-гав, мяу) и, соответственно, изображение самих животных под окошечком.

Игра заключается в следующем:

  • вместе с ребенком нужно прочитать все, что написано;
  • затем он открывает окошко и убеждается, что прочел все верно.

Игра с кубиками.

Если ребенок только учится распознавать буквы, то можно поиграть с ним в домики из кубиков. Расставляются кубики и берутся игрушки. Для каждой игрушки нужно выбрать домик. Например, кукла будет жить в домике «до», зайчик — в домике «ми» и т. д.

Домик из кубиков

Поиск буквы в тексте

Текст можно заменить рисунком и разбросать по нему знакомые буквенные знаки. Далее ребенку предлагается найти один из них.

Если вы предлагаете дошкольнику текст, то лучше всего выбирать короткий и с крупными изображениями.

Собери слова из букв

Для этих целей можно использовать кубики, готовые или сделанные своими руками приспособления для чтения. Берите только те буквы, которые ребенок уже успел выучить. Начинайте с коротких слов, например «мак», «мел», «сок» и т. д. Дальше можно будет усложнить задачу.

Можно заранее подготовить крупные бусины с изображением буквенных знаков и предложить дошкольнику нанизывать их на веревочку. Это еще и отличная тренировка для пальчиков (развитие мелкой моторики).

Соединение слогов

Смастерите с ребенком собственную железнодорожную станцию. Вагончики будут с согласными звуками, а станции — с гласными. Как только паровозик добирается до «перрона», нужно произнести слог, соединив согласный с гласным, например: станция «БА», «БО», «МА», «МУ» и т. п. Так крохе будет намного интереснее учить слоги.

Соединение слогов

Еще один вариант — это рисование букв в виде людей, с ножками и ручками, которые дружат. Например, М может подружиться с Ы: если они возьмутся за руки, то получится слог МЫ. Ребенок сам может поучаствовать в процессе рисования.

Настольные обучающие игры

Слоговое лото

Вместе с ребенком нужно смастерить карточки с картинками. Их будет несколько. На каждой карточке по 6 картинок. Это могут быть животные, предметы и т. п. К каждому изображению распечатываются или рисуются от руки соответствующие слоги, с которых начинаются слова. Например, к картинке с изображением коровы подбирается слог КО, к изображению ромашки — РО и т. д.

Играть можно следующим образом:

  • раздаете себе и ребенку по карточке;
  • слоги переворачиваете вниз;
  • сначала слог берет ребенок и находит у себя соответствующую картинку;
  • затем ваша очередь;
  • играете тех пор, пока у кого-нибудь полностью не закроется табло.

В процессе игры каждый ход нужно комментировать.

Способов обучить дошкольника чтению множество. Отличный вариант — игра, ведь ребенок еще не сможет высиживать выделенное время за партой, он хочет бегать и прыгать. Родителям важно его заинтересовать, чтобы какое-то время малыш был увлечен обучением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector