Содержание
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение интеллектуальной и эмоциональной сферы, которое проявляется примитивностью поведения, плохой памятью, ослаблением моторики и др. Это понятие применяется при работе с детьми младшего и дошкольного возраста, которые имеют проблемы с той или иной психической функцией.
Перспективы коррекции состояния зависят от причины задержки и характеристики ребенка с ЗПР.
Классификация задержки развития
В психологии и психиатрии предложено несколько способов классификации задержки развития. Наиболее информативная была предложена дефектологом К.С. Самойловой. По этиопатогенетическому признаку ЗПР подразделяется на конституциональный, соматогенный, психогенный и церебрально-органический тип.
Конституционального характера
Конституциональная ЗПР обусловлена задержкой созревания центральной нервной системы. Нарушение характеризуется психофизическим и психическим инфантилизмом. Поведение и морфологические характеристики ребенка не соответствуют возрастным нормам.
Соматогенная природа
Тяжелые соматические патологии (ЖКТ, легких и др.) замедляют развитие нервной системы и провоцируют задержку психического развития. Длительное пребывание в больницах связано с сенсорной депривацией и недостатком общения, что усиливает проявления ЗПР.
Помимо нарушений памяти и внимания, у детей с соматогенной задержкой наблюдается гиперактивность, астенический синдром и заторможенность при утомлении.
Психогенная ЗПР
ЗПР психогенного происхождения возникает при неблагоприятных социальных условиях. Негативное влияние может наблюдаться как при дефиците внимания и безнадзорности, так и при гиперопеке.
Навязчивая и гипертрофированная забота приводит к отсутствию собственной воли, целеустремленности и инициативы. Недостаток общения провоцирует интеллектуальное отставание, импульсивность, психологическую неустойчивость.
Церебрально-органический генез
При церебрально-органической природе нарушения ЗПР обусловлена поражениями мозга. В отличие от соматогенной формы, патология может затрагивать как все психические функции, так и отдельные виды деятельности.
Задержка церебрального типа проявляется преимущественно в познавательной и эмоционально-волевой сфере. У ребенка отмечается вялость эмоций, высокая внушаемость, отсутствие воображения, расторможенность координации и др.
При органической ЗПР может преобладать эмоциональная нестабильность или психическая заторможенность. При первом варианте патологии ребенок активно участвует в играх и обучении, но не следует правилам из-за гиперактивности и недостатка усидчивости. При заторможенности дети медлительны и робки. Они избегают активной деятельности, часто стесняются и капризничают.
Причины возникновения проблем с развитием
Причины возникновения ЗПР условно делят на несколько категорий: гестационные нарушения, осложнения при родах, заболевания в раннем возрасте и социальные факторы.
К задержке психического развития могут привести:
- хроническая астения;
- почечная, сердечная и печеночная недостаточность;
- бронхиальная астма, пневмония и другие патологии дыхательной системы;
- черепно-мозговые травмы, нейроинфекции (энцефалит, менингит);
- дистрофия, кахексия, рахит;
- хронические патологии у матери (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, алкоголизм, наркотическая зависимость, порок сердца и др.);
- прием сильнодействующих препаратов и инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп, паротит, ЗППП и др.);
- ранний токсикоз, гестоз, резус-конфликт;
- осложнения родов (стремительные и затяжные роды, обвитие, травмы вследствие медицинских ошибок);
- недоношенность, родовые травмы, гипоксия у новорожденного;
- нарушения слуха, речи или зрения в раннем возрасте;
- неблагополучная обстановка в семье, ограничение социальных контактов, педагогическая запущенность;
- низкий уровень интеллекта и психические нарушения у родителей.
К факторам риска относятся поздние или сложные первые роды, гестационные осложнения при предыдущих беременностях, многоплодная беременность, эмоциональные нарушения, стрессы, лишний вес и эндокринные заболевания матери.
Наследственный фактор (наличие ЗПР у родителей) влияет на анамнез меньше, чем при умственной отсталости.
В чем проявляется ЗПР: симптомы и признаки
Симптомами задержки развития могут быть:
- трудности в запоминании и восприятии информации;
- моторные нарушения, плохая координация движений, отставание параметров телосложения и роста от возрастной нормы;
- отставание в приобретении двигательных, речевых и бытовых навыков (держать голову, садиться, ходить, произносить слоги и слова, одеваться и др.);
- плаксивость, капризность, психологическая нестабильность;
- нарушения внимания, малая продолжительность концентрации внимания (attention span);
- гиперактивность;
- назойливость, эгоцентричность;
- агрессивность;
- неврозы, тревожность, невротические припадки, нарушения сна;
- проблемы с общением и социализацией;
- безынициативность, сильный страх перед публикой, зажатость, неспособность к установлению социальных контактов;
- сложности в обучении чтению, письму, речевым навыкам;
- быстрая утомляемость.
Для определения формы нарушения проводится анализ клинической картины, анамнеза и результатов исследований.
Когда ребенок получает точный диагноз
Отставание от возрастной психофизической нормы диагностируется преимущественно в 5-6 лет. В сравнении с возрастной нормой видна несформированная речь, отсутствие навыков самообслуживания, некоммуникабельность, эмоциональная нестабильность, неразвитая память и проблемы с ориентацией в пространстве.
Точно поставить диагноз ЗПР можно не ранее 3-4 лет, хотя первые признаки отставания могут быть видны с 1 года.
Диагноз устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. В нее входят детский психолог, педиатр, невролог, психиатр, логопед и дефектолог. При соматических патологиях к диагностике привлекаются и другие узкие специалисты.
В диагностике ЗПР могут применяться следующие методы:
- нейропсихологическое обследование, тесты на интеллект (тест Денвера, тест IQ);
- диагностика речевого развития;
- томография мозга (МРТ, КТ);
- электроэнцефалография (ЭЭГ).
Также врач анализирует анамнез и условия жизни ребенка, проводит беседу для диагностики эмоционально-волевой сферы.
Понятие задержки развития отражает состояние между нормальным психофизическим развитием и наличием психопатологии. Это значит, что при своевременной диагностике и коррекции процесса обучения она является обратимой.
Пациентам с ЗПР нужно провести дифференциальную диагностику задержки с аутизмом, олигофренией, генетическими заболеваниями, моторной алалией, нарушениями зрения и слуха.
Характеристика ребенка с ЗПР
Дети с задержкой психического развития имеют высокий уровень познавательных возможностей, что отличает их от пациентов с олигофренией и генетическими заболеваниями.
Нарушение речевого развития и эмоциональной сферы имеют характерные признаки, которые позволяют дифференцировать ЗПР от умственной отсталости.
Интеллектуальная деятельность
Пациенты с ЗПР не утрачивают навыки синтеза, анализа, абстрагирования, сравнения и обобщения, которые определяют мыслительную деятельность. Нарушения причинно-следственной связи и несовершенное обобщение наблюдается нечасто.
Причиной отставания в учебе является нарушение предпосылок интеллекта — внимания, памяти, восприятия, зрительной координации, фонематического слуха и др.
Для ЗПР характерны такие признаки:
- восприятие фрагментарно, заторможено;
- внимание поверхностно, неустойчиво и кратковременно;
- при переутомлении или высоком умственном напряжении появляются симптомы гиперактивности;
- зрительное восприятие развито лучше слухового;
- переход от сюжетной игры к сюжетно-ролевой невозможен, из-за бедной фантазии действие развивается слабо;
- запоминание информации мозаично, слабо избирательно, преобладает образный тип;
- при воспроизведении материала из памяти мышление практически не задействуется;
- дети испытывают сложности с упорядочиванием событий, выводами и умозаключениями;
- действенное мышление сохраняется, образное нарушается из-за особенностей восприятия, абстрактно-логическое возможно только с посторонней помощью.
Игровые и интерактивные методы способствуют обучению.
Речевое развитие
В речи наблюдаются следующие изменения:
- искажение артикуляции;
- сложность в построении предложений и контроле правильности речи;
- ограничение лексического запаса;
- нарушение различия звуков на слух;
- речевая инактивность.
ЗПР часто сочетается с дислалией, дисграфией и дислексией.
Сфера эмоциональных проявлений
Для пациентов с ЗПР характерна яркость эмоций, внушаемость, быстрая смена настроения, сложности с определением чужих эмоций по мимике, повышенная тревожность и замкнутость. При недовольстве (фрустрации) проявляются аффективные реакции, конфликтность, отказ от соблюдения правил.
В комфортных условиях дети способны на сотрудничество со взрослыми, принятие помощи от воспитателей и сверстников.
Как скорректировать состояние
При отсутствии выраженных неврологических нарушений ЗПР хорошо поддается коррекции. Компенсация нарушений возможна только при специальных методах воспитания и обучения.
В лечении состояния применяется:
- психотерапия;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия (арт-терапия, игровые уроки, логопедические занятия и др.);
- медикаментозная терапия (нейротропные средства, витамины, антигипоксанты и др.).
В школах для детей с ЗПР применяются специальные методы обучения, которые позволяют развить дедуктивные навыки и адаптироваться к нагрузке. В коррекционных классах учатся до 10-12 человек.
Детям с соматогенной формой задержки может потребоваться обучение в санаторных условиях.
Прогноз на будущее
Прогноз зависит от формы и степени выраженности ЗПР. При постоянной коррекционной работе дети способны приобрести бытовые навыки, обучаться и социализироваться.
Сложнее всего поддается коррекции церебрально-органический тип патологии.
Памятка для родителей
Для объективного анализа ситуации родителям нужно запомнить несколько фактов:
- В большинстве случаев диагноз ЗПР снимается к 10-14 годам.
- Ребенка не могут принудительно перевести в коррекционное заведение или на индивидуальное обучение. Но отсутствие специальной программы может ухудшить коррекционные перспективы и привести к снижению самооценки ребенка.
- Установить диагноз может только ПМПК, мнения невролога или педиатра недостаточно. Давление со стороны членов комиссии или принуждение к ее прохождению запрещено.
- При проведении комиссии дискомфорт для ребенка должен быть минимизирован. Например, диагностика обязательно проводится в присутствии детского психолога, а диагноз озвучивается без присутствия ребенка.
- Потенциальное развитие ребенка не определяется наличием задержки в раннем возрасте. Дети, которые в течение нескольких лет обучались по индивидуальной программе, способны догнать сверстников.
При своевременной диагностике и коррекции ребенок сможет стать самостоятельным, получить образование и адаптироваться в обществе.