Что такое ЗПРР у детей

Молодые родители нередко сталкиваются с такой проблемой, как отставание ребенка в психоречевом развитии. Чтобы избежать возникновения более опасных отклонений, нужно иметь представление о ЗПРР — что это такое, как лечится, какие занятия применять. Кроме того, важна своевременная диагностика состояния, ведь по мере роста ребенка затрудняется его общение со сверстниками.

ЗПРР

Как отличить задержку от особенностей развития

Постановка диагноза ЗПРР на ранних стадиях осложняется многими факторами. В том числе, индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Дети развиваются в собственном темпе. Что для одного считается отклонением, для другого является вариантом нормы.

Не все родители обращают внимание на признаки нарушения речи, отказываясь от обращения к врачу. Специалисты рекомендуют тщательно наблюдать за ребенком, не оставляя без внимания малейшие отклонения.

Нормы психоречевого развития детей

Для оценки речи у пациентов разных возрастов применяются следующие критерии:

  1. Дети 6-12 месяцев начинают реагировать на обращенный к ним голос. Они прислушиваются к речи, распознают знакомые интонации. После 8 месяцев появляются попытки произношения слогов. Годовалый ребенок четко выговаривает простые слова, называет предметы по просьбе родителей, откликается на свое имя.
  2. Дети 1-2 лет приносят предметы с учетом названий, узнают животных, реагируют на запреты. Лексикон включает до 50 речевых элементов. Ребенок умеет называть части тела и лица, может находить предметы. Обращение к специалисту требуется, если дети не понимают обращенную речь, общаются жестами.
  3. В 2-3 года начинается активное расширение словарного запаса, появляется умение составлять простые речевые конструкции, отвечать на вопросы. Сохраняется смешение некоторых звуков. Ближе к трем годам дошкольник начинает говорить о себе в первом лице, проявлять фантазию во время игр. В речь включаются наречия, прилагательные, местоимения.
  4. 3-4 года — период быстрого развития речи. Лексикон дополняется названиями предметов и явлений, возникающих в бытовых условиях. Дети знакомы с некоторыми свойствами и качествами вещей (мягкий, жесткий, теплый, холодный). Они способны правильно определять пол родителей (мама — она, папа — он). Начинается использование разных времен глаголов.
  5. 4-5-летный дошкольник произносит до 2000 слов. Активно составляются сложные речевые конструкции, начинают использоваться обобщающие понятия. Ребенок способен составить небольшой рассказ по картинкам, выучить стихотворение, назвать животных и их детенышей. Могут появляться проблемы при произношении свистящих звуков.
  6. Ребенок 6-7 лет правильно произносит все слоги. Редко появляются ошибки при построении сложных предложений. Дети правильно подбирают синонимы и антонимы, знакомятся с понятием многозначности, при пересказе соблюдают последовательность действий.

Нормы развития

Симптомы отклонений

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет проявляется следующими признаками:

  • отказ от взаимодействия с родителями в возрасте 4-6 месяцев (отсутствие улыбки, реакции на голос папы или мамы);
  • отсутствие произношения слогов в более позднем периоде развития;
  • эмоциональная пассивность, небольшое количество слов в лексиконе в 1-1,5 года;
  • отсутствие тяги к рассматриванию картинок, чтению сказок с родителями в возрасте 2-3 лет;
  • неумение строить предложения;
  • отсутствие связной речи к 3 годам (предложения произносятся быстро, невнятно).

ЗПР и ЗРР у детей старше 3 лет проявляется повторением обращенных к нему просьб.

Обратить внимание нужно и на психические нарушения:

  1. Стереотипное поведение. Ребенок многократно выполняет одно действие, например, стучит по столу, машет руками.
  2. Острая реакция на смену обстановки, распорядка дня, режима питания. Малейшее изменение в привычном образе жизни вызывает истерику.
  3. Отказ от общения со сверстниками, взрослыми.
  4. Агрессия по отношению к окружающим или себе — укусы, удары, щипки.

Симптомы ЗПРР

Причины задержки психоречевого развития

Развитию заболевания способствуют следующие факторы:

  • нарушение функций центральной нервной системы;
  • инфекции, травмы, отравления женщины в период беременности;
  • осложненное течение родового периода (гипоксия, травмы головы и шейных позвонков плода);
  • генетическая предрасположенность;
  • эпилепсия;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • ишемические поражения нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • детский церебральный паралич;
  • сужение сосудов головного мозга.

Диагностические меры

Ребенок с задержкой психоречевого развития нуждается в комплексном обследовании, включающем консультацию следующих специалистов:

  1. Педиатр анализирует общее состояние пациента, собирает анамнез, дает рекомендации по устранению соматических нарушений.
  2. Невролог выявляет отклонения в работе головного мозга. Назначаются аппаратные диагностические процедуры — электроэнцефалография, нейросонография.
  3. Логопед дает рекомендации по ускорению развития речи, составляет план занятий.
  4. Психолог оценивает эмоциональное состояние пациента, проводит специальные тесты.
  5. Дефектолог корректирует речь, помогает развить память, внимание, интеллект.

Диагностика

Помощь детям с ЗПРР

Основу лечения составляют физиотерапевтические методы, например магнитотерапия, улучшающая функционирование коры мозга. Регулярно проводят занятия с психологом и логопедом.

Дополнительно применяются такие методы:

  • арт-терапия;
  • ЛФК;
  • мануальное лечение.

При ЗПРР у ребенка дошкольного возраста нужно правильно составлять распорядок дня, рацион. Важную роль играют совместные прогулки, активные игры со сверстниками.

Варианты лечения

При задержке речевого развития применяют медикаментозную и немедикаментозную терапию.

Неврологи назначают следующие препараты:

  1. Ноотропные средства (Пантогам, Энцефабол, Ноотропил). Активные вещества восстанавливают кровоснабжение тканей головного мозга, стимулируют умственное развитие, устраняют симптомы гиперактивности, предотвращают судорожные припадки.
  2. Витаминные препараты (Мильгамма). Поддерживают работу ЦНС, улучшают общее состояние организма.
  3. Стимуляторы мозгового кровообращения (Кавинтон, Мемоплант). Устраняют признаки дефицита питательных веществ и кислорода, тонизируют сосуды шейного отдела.
  4. Успокоительные средства (Персен, Пустырник). Препараты нормализуют сон, повышают усидчивость, облегчая усвоение новой информации.
  5. Психостимуляторы (Фенибут). Улучшают умственную деятельность, устраняют усталость, повышают концентрацию внимания. При гиперактивности лекарства применяют с осторожностью.

Немедикаментозные способы лечения ЗПРР используют как дома, так и в клиниках.

Выбор метода коррекции речи определяется возрастом пациента:

  1. Занятия с дефектологом. Назначаются детям 2-4 лет. Терапия направлена на стимуляцию мыслительных процессов, формирование речевых и бытовых навыков.
  2. Работа с логопедом. Проводится с детьми старше 4 лет. Помогает сформировать правильное звуковое произношение, освоить правила построения речевых конструкций. Во время занятий используют артикуляционную гимнастику, упражнения, направленные на укрепление лицевых мышц.
  3. Психотерапевтические методики. Применяются при задержке развития, вызванной эмоциональными потрясениями. Психологические травмы мешают общению, не позволяют выражать свои мысли.

Остеопатия влияет на некоторые точки, повышая эффективность лечения, нормализуя работу нервной системы. Электрорефлексотерапия воздействует на пораженные участки мозга, стимулируя их. Занятия с лошадьми и дельфинами делают ребенка более открытым, избавляют от страхов, мешающих выражению эмоций.

Прогнозы на будущее

ЗПРР, симптомы и лечение которой зависят от выраженности нарушения, при правильном лечении корректируется. Отказ от терапии или позднее ее начало снижает шансы на выздоровление. Прогноз на будущее зависит от причины заболевания, индивидуальных особенностей организма. При правильном лечении разница между ребенком с ЗРР и здоровыми сверстниками исчезает через 1-2 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector