Содержание
Обучение грамоте детей седьмого года жизни включает знакомство с буквами и звуками русского языка. Буква «Ы» для дошкольников может оказаться сложной, поэтому она заслуживает особого внимания.
Цели и задачи
Цели:
- Изучение детьми дошкольного возраста гласной «Ы».
- Различение ребенком звука [Ы] и его четкое произношение.
- Обучение дошкольника образованию форм множественного числа существительных.
Задачи:
- Ознакомление дошкольника со звуком [Ы] и с его графическим изображением.
- Приобретение им начальных навыков фонетического анализа.
- Развитие словообразовательных навыков (образование имен прилагательных от имен существительных).
- Развитие мелкой моторики в процессе изображения «Ы».
- Развитие фонематического слуха и навыков выразительности и разборчивости речи.
Знакомство с буквой Ы
Прежде чем приступить к знакомству детей с гласной «Ы», полагается вспомнить уже знакомые звуки и соответствующие им буквы А, О, У, И. Требуется уточнение, что звуки эти гласные, то есть произносятся свободно: звук через ротовую полость выходит беспрепятственно.
Далее сообщаем детям, что есть еще и гласный звук [Ы]. Для наглядности можно пропеть сочетания гласных а, о, у с гласной Ы — аы — оы — уы. После того как дети прослушали гласный [Ы], логично показать им его графическое обозначение — букву «Ы».
Постановка звука
Поставить ребенку гласный [Ы], как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.
Существительные первого и второго склонения лучше выбрать для игры заранее, так как не все из них в форме множественного числа имеют окончание -ы. В процессе игры [Ы] выговаривается четко.
Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный [Ы] на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.
Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы).
Навыки четкого произношения звука [Ы] целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.
Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные.
Задание для дошкольников: печатная буква Ы
После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.
Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.
При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.
Требовать от дошкольника каллиграфического письма не надо.
Карточки с буквой
Чтобы занятие было интересным, можно приготовить карточки по теме с различными заданиями:
- Найти на карточке предмет, в названии которого есть «Ы».
- Найти название предмета с гласной «Ы».
- Найти «Ы» на карточке и обвести карандашом.
- Составить слово из букв. Например, ыкб — бык.
- Внимательно посмотреть на картинки, назвать предметы и сказать, какая буква пропущена. Например, м_шь — мышь.
Сказки про букву Ы
В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г. Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».
Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.
Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.
Загадки, поговорки и скороговорки
Для развития логического мышления ребенка хорошо использовать загадки. Ответом на них должно быть слово с «Ы», сопровождаемое картинкой, например дым («Вьется, взвивается, в небо устремляется»).
Развитию памяти и постановке звука способствует заучивание детьми поговорок и скороговорок. Поэтому в ходе урока учим ту или иную скороговорку. Например: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы».
Стихотворения про букву Ы
Ребенку полезно для развития памяти запоминать стихотворения, и хорошо будет к занятию поручить детям запомнить подходящие по теме стихи. Детских стихотворений, посвященных гласной «Ы», много. Из самых распространенных — стихотворения Г. Виеру («Бык мычит две буквы…») и В Берестова («Жили-были прыгуны…»).
Подходящие игры для детей
В игре «Светофор» дети, слыша гласный [Ы], показывают фишку красного цвета. Отсутствие этого звука они отмечают качанием головы.
Примеры: бок, бык, кит, дым, стол, мыло, дыня, мак, усы, рыба.
В игре «Найди место звука» дети отмечают фишкой на звуковой линейке местонахождение [Ы] в слове — начало, середина, конец.
Примеры: сыр, дубы, лыжи, звезды, улыбка, буквы, мышь, цветы.