Как поставить звук Ы ребенку

Обучение грамоте детей седьмого года жизни включает знакомство с буквами и звуками русского языка. Буква «Ы» для дошкольников может оказаться сложной, поэтому она заслуживает особого внимания.

Логопедические занятия с ребенком должны быть в игровой форме
Помощь логопеда в постановке буквы Ы значительно улучшит результат.

Цели и задачи

Цели:

  1. Изучение детьми дошкольного возраста гласной «Ы».
  2. Различение ребенком звука [Ы] и его четкое произношение.
  3. Обучение дошкольника образованию форм множественного числа существительных.

Задачи:

  1. Ознакомление дошкольника со звуком [Ы] и с его графическим изображением.
  2. Приобретение им начальных навыков фонетического анализа.
  3. Развитие словообразовательных навыков (образование имен прилагательных от имен существительных).
  4. Развитие мелкой моторики в процессе изображения «Ы».
  5. Развитие фонематического слуха и навыков выразительности и разборчивости речи.

Знакомство с буквой Ы

Слоги с буквой Ы
Читая слоги с Ы ребенок может познакомится с данной буквой.

Прежде чем приступить к знакомству детей с гласной «Ы», полагается вспомнить уже знакомые звуки и соответствующие им буквы А, О, У, И. Требуется уточнение, что звуки эти гласные, то есть произносятся свободно: звук через ротовую полость выходит беспрепятственно.

Далее сообщаем детям, что есть еще и гласный звук [Ы]. Для наглядности можно пропеть сочетания гласных а, о, у с гласной Ы — аы — оы — уы. После того как дети прослушали гласный [Ы], логично показать им его графическое обозначение — букву «Ы».

Постановка звука

Поставить ребенку гласный [Ы], как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Существительные первого и второго склонения лучше выбрать для игры заранее, так как не все из них в форме множественного числа имеют окончание -ы. В процессе игры [Ы] выговаривается четко.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный [Ы] на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы).

Физиология звучания И, Ы
Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука [Ы] целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные.

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

Требовать от дошкольника каллиграфического письма не надо.

Карточки с буквой

Чтобы занятие было интересным, можно приготовить карточки по теме с различными заданиями:

  1. Найти на карточке предмет, в названии которого есть «Ы».
  2. Найти название предмета с гласной «Ы».
  3. Найти «Ы» на карточке и обвести карандашом.
  4. Составить слово из букв. Например, ыкб — бык.
  5. Внимательно посмотреть на картинки, назвать предметы и сказать, какая буква пропущена. Например, м_шь — мышь.

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г. Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

Загадки, поговорки и скороговорки

Для развития логического мышления ребенка хорошо использовать загадки. Ответом на них должно быть слово с «Ы», сопровождаемое картинкой, например дым («Вьется, взвивается, в небо устремляется»).

Развитию памяти и постановке звука способствует заучивание детьми поговорок и скороговорок. Поэтому в ходе урока учим ту или иную скороговорку. Например: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы».

Стихотворения про букву Ы

Ребенку полезно для развития памяти запоминать стихотворения, и хорошо будет к занятию поручить детям запомнить подходящие по теме стихи. Детских стихотворений, посвященных гласной «Ы», много. Из самых распространенных — стихотворения Г. Виеру («Бык мычит две буквы…») и В Берестова («Жили-были прыгуны…»).

Подходящие игры для детей

В игре «Светофор» дети, слыша гласный [Ы], показывают фишку красного цвета. Отсутствие этого звука они отмечают качанием головы.

Примеры: бок, бык, кит, дым, стол, мыло, дыня, мак, усы, рыба.

В игре «Найди место звука» дети отмечают фишкой на звуковой линейке местонахождение [Ы] в слове — начало, середина, конец.

Примеры: сыр, дубы, лыжи, звезды, улыбка, буквы, мышь, цветы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector