Содержание
Постановка и автоматизация звука [к] начинается с младшего дошкольного возраста (2,6-3 года). Первая фонема появляется в речи младенца 7-12 месяцев. У большинства детей логопеды выявляют дефекты произношения этого призвука. Каппацизм характеризуется как полное отсутствие или искажение заднеязычного согласного. Паракаппацизм предполагает замену [к] другой фонемой.
Характеристика звука
Логопеды описывают фонему [к] как звук:
- ротовой — по работе мягкого неба;
- велярный, заднеязычный, задненебный — по месту образования;
- твердый — по степени напряжения средней части спинки языка;
- согласный — по наличию преграды в ротовой полости;
- глухой — по работе голосовых складок;
- смычно-взрывной — по способу образования.
Постановка звуков «к», «г», «х»
Работа учителя-логопеда начинается с внедрения и дифференциации в речи заднеязычного согласного.
Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.
Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:
- «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
- «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.
На следующем этапе логопедической работы предстоит поставить звук [к]. Упор делается на бездефектные фонемы, которые ребенок выговаривает чисто, без пассивной артикуляционной гимнастики и механической помощи взрослого.
Основные способы
В работе с дошкольниками различают 3 метода:
- По образцу. Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании [к].
- Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи. Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
- Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.
Чаще используется последний способ. Но все 3 метода опираются на словесную инструкцию, кинестетическую чувствительность, опорные звуки и тактильно-вибрационный, зрительный, слуховой контроль.
При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:
- «Покашливание»:
- дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
- при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
- следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук [кэ];
- заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
- в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему [к].
- «Вдох-выдох»:
- педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук [х], произносить слог «ка»);
- логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
- на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными [о], [у], [ы], [и], [е].
- «Постановка [к] от [т]»:
- коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук [т];
- далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
- логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
- ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.
- «Постановка [к] от [х]»:
- при чистом произношении фонемы [х] детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
- дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой [к];
- при появлении напряженного, срединного призвука [х] логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями [к] с другими гласными.
Недостатки произношения буквы «к»
Явление, когда дети не умеют выговаривать какой-либо звук, заменяют его другой фонемой или искажают при произношении, называется речевым нарушением. При каппацизме выявляют следующие недостатки:
- Ребенок произносит [к] изолированно или в словах с характерным придыхательным, кашлевым призвуком. При артикуляции голосовые связки смыкаются, а язык остается безучастным. Поэтому фонема ставится заново.
- У трехлетних детей слышится в речи вместо [к] четкий призвук [х] из-за неплотного прилегания языка к небной занавеске. Отсюда воздух проходит через щель, образуя фонему [х]. Проводится полный цикл занятий по дифференциации заднеязычных согласных с фиксированием внимания на укладе органов артикуляционного аппарата.
- Дошкольник вместо твердого называет мягкий звук [к] с добавлением гласных [е], [и]. Объяснение в том, что у ребенка сформировалась неверная привычка артикуляции. Исправляется дефект механическим способом. Педагог сдвигает у дошкольника язык со средней части неба к задней. Такое положение поможет в произношении твердого согласного.
- Ребенок называет слова с заданной фонемой, издает горловое звучание. Это явление возникает из-за примыкания корня языка одновременно к небу и задней стенки глотки. Ошибка исправляется механическим способом, когда учитель с помощью шпателя от «та» приходит к произношению «ка». При этом педагог следит за тем, чтобы нажатие на язык было легким.
- Вместо [к] дошкольник произносит фонему [г], в обратных слогах добавляет призвук [э] или [ы]. Такой дефект объясняется включением в артикуляцию голосовых связок. Чаще всего он возникает при автоматизации согласных [т], [п]. Поэтому занятия проводятся поэтапно: закрепляются звуки [п], [т], затем добавляется фонема [к], обращается внимание дошкольника на отсутствие дрожи гортани при произношении заднеязычного согласного.
Правильная артикуляция
Четкое произношение звуков невозможно без правильной постановки речевого аппарата:
- рот приоткрыт;
- кончик языка не касается нижних резцов;
- зубы разомкнуты;
- передняя и средняя спинки языка опущены;
- корень упирается в небную занавеску;
- мягкое подвижное небо примыкает к задней стенке глотки;
- голосовые связки расслаблены;
- выдыхается воздух, который взрывает смычку между небной занавеской и корнем языка.
Артикуляционные упражнения
С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука [к] логопед использует следующие упражнения:
- Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука [к]. Слегка покусывайте язык.
- Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
- Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
- Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
- При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
- Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
- Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук [к] и сдувайте ватный шарик с ладони.
Автоматизация звука «к» в словах
Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы [к]. Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:
- Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
- Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
- Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
- Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
- Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
- Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».
Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:
- В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
- В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
- В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
- В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
- В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
- Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
- Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».
Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком [к]:
- Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
- Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».
С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:
- «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
- «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
- «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
- «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
- «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
- «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
- «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
- «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
- «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
- «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
- «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
- «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
- «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
- «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».
Коррекционный педагог заканчивает работу тогда, когда в самостоятельной речи ребенка слышен чистый заданный звук.
На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.