Содержание
- 1 Физическое развитие ребенка в 6 лет
- 2 Развитие речи у ребенка в 6 лет
- 3 Психическое развитие детей в возрасте 6 лет
- 4 Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка
- 5 Математические знания
- 6 Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка
- 7 Память и внимание
- 8 Основные направления развития шестилетнего малыша
- 9 Подготовка к школе шестилетнего ребенка
Шестилетний возраст — период формирования у ребенка готовности к школьной системе обучения. Чтобы определить готовность дошкольника к учебе, нужно понимать, что должен знать ребенок 6 лет и каковы его направления в развитии.
Физическое развитие ребенка в 6 лет
У дошкольников 6-7 лет развиваются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная, мышечная системы. Ребенок становится выносливее, его сердце по размерам похоже на сердце взрослого человека. Это позволяет выдерживать высокие нагрузки.
Заканчивается формирование костной системы, меняются пропорции тела, увеличиваются руки и ноги, вытягивается туловище. К 6 годам у ребенка развиваются навыки крупной моторики: координация движений, ловкость, точность и скорость реакции, способность управлять своим телом.
Он умеет:
- ходить по прямой линии и тонкой перекладине;
- различать понятия «право» и «влево»;
- перепрыгивать через препятствия, прыгать в длину, в высоту;
- прыгать на одной ноге;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать движения частей тела для решения задач.
У шестилетних детей начинают возникать проблемы с осанкой. Это связано с тем, что детей усаживают за школьные парты для развивающих занятий. Для профилактики болезней позвоночника старшим дошкольникам необходимы физическая нагрузка и специальные упражнения.
Рост и вес
Нормы веса и роста разные для мальчиков и девочек.
Рост дошкольников (см)
Возраст | Мальчики | Девочки |
6 | 105-123 | 104-120 |
6,5 | 108-127 | 108-125 |
7 | 110-128 | 109-128 |
Вес дошкольников (кг)
Возраст | Мальчики | Девочки |
6 | 16-29 | 15,5-28 |
6,5 | 18-29 | 17-29 |
7 | 18-30 | 18-30 |
Развитие речи у ребенка в 6 лет
6-летний ребенок:
- составляет сложносочиненные распространенные предложения, содержащие до 10 слов;
- понимает смысл обращенной к нему речи;
- способен внимательно, не отвлекаясь, слушать речь другого;
- способен вести диалог;
- понимает смысл практических и учебных задач;
- использует образные выражения, устойчивые словосочетания;
- замечает ошибки в своей и чужой речи;
- изменяет слова с помощью приставок и суффиксов;
- ориентируется в причинно-следственных, временных, пространственных понятиях;
- обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.
Словарный запас у старшего дошкольника составляет 3500 слов и делится на активный (который используется постоянно в повседневной речи) и пассивный (понятия, которые ребенок знает, но не использует или применяет редко). Дошкольник не знает точного значения 30% слов в своем запасе. Задача развивающих занятий — развитие осознанности и управляемости речи. С ребенком играют в речевые игры («Города», «Составь рассказ»), читают книги и анализируют сюжет.
К 7 годам речь для дошкольников — средство полноценного общения, язык становится частью сознания. Ребенок уже не испытывает трудности с подбором слов и составлением предложений. Развиваются монологическая речь, языковое и речевое внимание, память. В младшем школьном возрасте дети овладевают письменной речью, которая строится на особенностях языка, сформированных в старшем дошкольном возрасте. Развитие грамотной речи — основная задача психолого-педагогических и логопедических занятий.
Психическое развитие детей в возрасте 6 лет
Шестилетний ребенок развивается в игре. Сюжетно-ролевая, смысловая, символьная игра — ведущий тип деятельности средних и старших дошкольников. В 6 лет начинается активная подготовка к школе, ребенка постепенно вводят в классно-урочную систему с занятиями за партой и переменами.
Игровая деятельность должна преобладать над учебной, иначе у дошкольника пропадет мотивация к учебе в школе. Шестилетние дети отказываются от дневного сна, поэтому их режиму дня и качественно организованному ночному сну уделяют особое внимание, чтобы не допустить перегрузки нервной системы.
Активно развиваются интеллект и психические познавательные процессы: память, произвольное внимание, формируется аналитическое и понятийное мышление.
В 6-7 лет у детей сформирована система социальных норм, дошкольники соблюдают правила поведения в общественных местах.
Через оценку окружающих в сочетании с собственной оценкой своих умений и достижений у ребенка создается представление о себе. К подростковому возрасту оно станет предпосылкой для формирования «Образа Я». Ребенок вступает в социальные отношения, он зависит от мнения взрослых, но при этом готов высказать и защитить собственное. Дети в этом возрасте зависимы от похвалы.
В 6 лет дошкольники нуждаются в общении со сверстниками, образуются дружеские связи, которые важны для малыша. В шестилетнем возрасте начинают формироваться важные структуры головного мозга — лобные доли полушарий. Развитие лобных долей заканчивается к 18-20 годам.
Они играют следующую роль в деятельности человека:
- отвечают за программирование действий и их контроль;
- руководят всеми функциями мозга;
- контролируют поведение.
Мышление и умственное развитие шестилетнего ребенка
Мыслительные способности человека непосредственно связаны с речью, благодаря ее развитию у дошкольника к 6 годам формируется сложная форма мышления — логическое.
Оно включает в себя следующие операции:
- использование логических понятий и конструкций;
- сопоставление фактов;
- выдвижение и доказательство гипотезы;
- оперирование образными, абстрактными и словесными рассуждениями;
- формулирование вывода.
Благодаря развитой логике ребенок сможет осваивать учебную программу и ориентироваться в классно-урочной системе. У него формируются внутренняя речь и навыки счета в уме.
Для развития логических операций используют следующие приемы:
- игра в ассоциации;
- составление сказок на основе знакомых сюжетов;
- игры с пазлами, составными картинками;
- решение головоломок и ребусов;
- настольные игры, в которых участвует вся семья;
- игра в шахматы и шашки;
- игры «Найди пару».
Психологи включают в программу работы со старшими дошкольниками курс рисования одновременно двумя руками. Эти занятия развивают логику, пространственные представления, координируют работу обоих полушарий головного мозга.
Математические знания
С развитием мышления у ребенка формируется база математических знаний.
К 6 годам дошкольник должен уметь:
- определять время по часам;
- разделять понятия часа, минуты, секунды;
- считать до 100;
- записывать двузначные числа;
- складывать числа в пределах 20;
- ориентироваться в понятиях «больше» и «меньше»;
- рисовать прямые линии и геометрические фигуры.
Для изучения цифр и знаков педагоги используют игровые формы и приемы. Развивать навыки счета можно без специальных занятий: предлагайте ребенку посчитать камни на дороге, деревья в парке, фонари у дома. Для детей важна наглядность, поэтому считайте количество подручных предметов и складывайте полученные значения, показывайте способы выполнения математических примеров. Для автоматизации навыков счета предлагайте игры «Соедини по точкам».
Окружающий мир и знания о нем у шестилетнего ребенка
Старший дошкольник:
- знает свое полное имя, фамилию;
- знает свой пол, умеет различать пол людей;
- различает людей по возрастным критериям;
- знает состав семьи, ориентируется в родственных взаимоотношениях;
- отмечает принадлежность к социальной группе;
- знает профессии;
- имеет знания об общественных праздниках, знаком с традициями;
- имеет представление о мире, планете Земля;
- различает виды водоемов;
- знает различия между городами и странами;
- ориентируется во временах года, частях суток, месяцах;
- знает дни недели;
- ориентируется в понятиях будущего и прошедшего времени;
- различает птиц, диких и домашних животных, хищников и травоядных;
- имеет запас знаний о растениях, кустарниках и деревьях, цветах, плодах;
- объясняет явления природы.
Память и внимание
В 5-6 лет формируется произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для запоминания и воспроизведения информации и удержания активного внимания на объекте. С детьми проводятся занятия на развитие концентрации внимания и расширение объема памяти.
Объем памяти старшего дошкольника составляет 7-10 символов. Через час после их запоминания ребенок должен воспроизвести минимум 6 символов.
Дошкольник способен удерживать внимание и выполнять неинтересную работу в течение 20 минут, после чего требуется активная деятельность.
Для развития внимания и памяти ребенку предлагаются игры:
- Запомнить ряд из картинок, которые требуется нарисовать по памяти.
- Найти различия между картинками.
- Предложить запомнить предметы, которые меняются местами или убираются из визуального ряда.
- Запомнить ряд из цифр, которые потом складываются.
- Предложить вспомнить дорогу из дома до детского сада с мелкими подробностями.
Основные направления развития шестилетнего малыша
Занятия с детьми включают:
- Развитие познавательных процессов, обучение приемам освоения знаний, отработка умений. Это необходимо для умственного развития детей 6 лет.
- Работу с поведением, дисциплиной.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, возбудимости, повышение самооценки.
- Отработку коммуникативных навыков, устранение проблем в общении.
- Работу с неврологическими проблемами (утомляемостью, бессонницей, головными болями). Важно контролировать режим дня ребенка, избегая переутомления. Применяют техники саморегуляции и сохранения телесных функций.
Подготовка к школе шестилетнего ребенка
Готовность к школе делится на:
- Личностно-мотивационную — желание ребенка получать знания в рамках школьной системы, умение соблюдать правила, дисциплину.
- Интеллектуальную — развитие психических функций и их произвольность, готовность воспринимать и перерабатывать информацию.
Старшие дошкольники делятся на 2 группы:
- Дети, которые по внутренним предпосылкам готовы сменить игровую деятельность на учебную.
- Дети, которые по внутренним предпосылкам не готовы к смене ведущего типа деятельности.
Психолог диагностирует дошкольников, определяя, к какой группе они относятся, после чего составляет программу деятельности для активизации познавательных процессов детей первой группы и для повышения мотивации к обучению — второй.
Характеристика готового к школе ребенка:
- активный, интересуется новой информацией;
- способен самостоятельно находить информацию;
- любит экспериментировать;
- обращается за помощью в сложных вопросах;
- осознает свои эмоции, понимает эмоции окружающих;
- активен в процессе обучения;
- способен сопереживать;
- способен оценивать произведения искусства;
- общителен.
Обязательный момент, на который стоит обращать внимание — смена молочных зубов на основные. С выпадением зубов в организме происходят физиологические изменения, которые влияют на развитие психических способностей.Необязательно учить ребенка читать к школе, с этим справится педагог, достаточно знать буквы.
Важно развивать моторику, чтобы организм справлялся с предстоящей нагрузкой, обязательна физическая активность.
Основной задачей является создание позитивного отношения к школе. Для этого читают рассказы про школьников, смотрят фильмы, ходят на экскурсию в школу.