Методы развития детского воображения

Содержание

Планомерное развитие воображения в дошкольном возрасте — важный этап формирования творчески одаренной личности. Советы детских психологов и воспитателей ДОУ помогут родителям поддержать ребенка в процессе становления характера и воспитать талантливого импровизатора. Большинство детей с развитой фантазией становятся знаменитыми деятелями культуры и искусства.

Дошкольный возраст

Воображение детей и важность его развития

В научных трудах по психологии воображение трактуется как неосознанное или продуманное создание в мыслях и сознании особых образов, отличающихся от реальных. Несуществующие в действительности объекты помогают решать творческие задачи, требующие визуального представления.

Умственный процесс базируется на ресурсах памяти. Дети дошкольного возраста обладают небольшим жизненным опытом и ограниченным объемом полученной информации. Их фантазии опираются на знакомые предметы — основу для представления вымышленной ситуации.

Преимущества развития воображения:

  • способствует познанию окружающего мира, поиску ответов на интересующие вопросы;
  • формирует неординарный умственный склад;
  • позволяет находить нетрадиционные способы выхода из стандартных ситуаций;
  • развивает интуицию, возможность предвидения разных вариантов решения проблемы;
  • способствует восприятию обыденных вещей и предметов под необычным ракурсом;
  • пробуждает инициативность;
  • формирует способность пользоваться полученными знаниями и накопленным опытом для неординарного решения стандартных задач;
  • развивает оригинальное мышление, активность в творческой деятельности.

Ребенок с развитой фантазией проявляет интуитивную находчивость в поиске разрешения необычных проблем, создавая фантазийные образы, способствующие лучшему восприятию поставленной задачи.

Типы и функции детского воображения

Воображение ребенка бывает спонтанным и произвольным. Первое возникает на подсознательном уровне и не зависит от желания. Второе создается намеренно.

В научных трудах по современной психологии выделяются следующие виды воображения:

  1. Активное. Выражается в стремлении воплотить в жизнь фантазийные образы, созданные преобразованием накопленных знаний и опыта сообразно личному восприятию.
  2. Пассивное. Подобно несбыточным снам и грезам, выражается неосуществимыми мечтами.
  3. Репродуктивное. Заключается в объединении чужих идей для создания нового объекта.
  4. Творческое. Состоит в реализации мечтаний.

Развитие ребенка

Непроизвольное

Характеризуется стихийным появлением мысленных образов, основанных на полученной информации. Чаще всего замысел базируется на произошедших событиях, удививших или взволновавших ребенка. Эмоциональные переживания вызывают прослушанные необычные истории, персонажи мультфильмов или сказочные сюжеты. Дошкольники младше 5 лет не способны контролировать фантазирование.

Произвольное

У детей с 5-летнего возраста появляются элементы произвольности в процессе создания воображаемых образов. В большинстве случаев поставленная задача служит побуждающим фактором. Например, для исполнения роли в детском спектакле ребенку придется подключить воображение. В полноценном подражании сказочному персонажу проявляется способность фантазировать.

Задача родителей — стимулировать дошкольника к созданию вымышленных образов. Психологи советуют вместе обсуждать прочитанные произведения, заостряя внимание на отдельных героях. Развитию творческих наклонностей способствует рассмотрение нескольких вариантов исполнения роли выбранного персонажа.

Познавательная

Функция детского воображения, заполняющая пробелы в процессе познания окружающего мира, называется познавательной. В сознании ребенка формируется свое представление о действительности. Недостающая информация восполняется за счет образного мышления, создающего неизведанные впечатления.

Дети младшего дошкольного возраста плохо понимают смысл действий. Воображение помогает лучше осознать причины поступков человека.

Взрослея, дошкольник начинает при фантазировании учитывать природные закономерности. В процессе создания мысленных образов выдуманные качества комбинируются с действительными характеристиками объекта.

Аффективная

Функция связывает тревожность с воображением, предотвращая психологические травмы. Она направлена на защиту и отстаивание интересов личности ребенка.

Дошкольник, эмоционально зацикленный на отдельных переживаниях, неосознанно ищет действенный вариант решения задачи по избавлению от нравственных страданий.

Дети моделируют неприятные жизненные обстоятельства следующими способами:

  1. Ребенок мысленно многократно проигрывает ситуации или происшествия, негативно отразившиеся на психике. Повторения способствуют отстранению его от неприятного события и превращению из непосредственного участника в стороннего наблюдателя, снижая уровень эмоциональных переживаний.
  2. В стремлении самоутвердиться ребенок мысленно отождествляет себя с героической личностью: в роли супергероя спасает галактики, проявляя ловкость, силу и неустрашимость. Частые повторения фантазийных ситуаций повышают самооценку. Дошкольник побеждает монстров, освобождает принцессу из заточения, переживая те же чувства и эмоции, что и вымышленный персонаж.

Аффективное развитие

Особенности развития детского воображения

Познавательные процессы задействуются у детей с момента рождения. Начальный этап — узнавание младенцем матери. Первые проявления воображения наблюдаются примерно с 3-летнего возраста. На протяжении 5 лет оно постепенно развивается, проходя несколько стадий. Первичные признаки выражаются простейшим представлением образа с опорой на предмет. Высшая форма — сознательное целенаправленное создание фантазийных объектов.

От 2.5 до 3 лет

У большинства детей деятельность, связанная с творческим воображением, активизируется с 3 лет. Чаще всего основой для придумывания служит любимая игрушка. Ребенок фантазирует, опираясь на привычную базу в знакомых обстоятельствах, представляя новые ситуации. В начальной стадии родителям нужно дать малышу объект, выполняющий функции якоря для фантазии. Главное условие — визуальное сходство с воображаемым предметом.

Психологи отмечают проявление замысла у 3-летних детей после действия. Хаотичные рисунки или строения из кубиков обретают осмысленную форму в подсознании ребенка. Задача взрослых — своевременным вопросом придать ребяческим творческим фантазиям правильное направление.

До 5 лет

У пятилеток воображение перерастает спонтанную стадию, приобретая целенаправленный характер. Дошкольники 5 лет учатся планировать фантазирование. Первый шаг — формирование осознанного замысла — предшествует следующим этапам, воплощающим в жизнь первоначальную задумку.

Побуждающие функции выполняет визуальное восприятие. Сковорода на плите — повод поиграть в повара; белый халат няни мысленно переносит ребенка в больницу, превращая в доктора; шкаф с маминой одеждой вызывает желание преобразовать комнату в модный бутик и т.д.

У детей среднего дошкольного возраста проявляется словесная форма воображения. При рассматривании картинки возникает стремление придумать историю. Описывая изображение, переданное художником, дошкольник дополняет сюжет, обращаясь к прошлому и сочиняя будущее для персонажей.

До 7 лет

Пик развития воображения в дошкольном возрасте приходится на 6-7 лет. Фантазия активируется под воздействием внешних факторов, включая услышанные незнакомые слова, просмотренные новые фильмы или оригинальные картинки. В отличие от малышей, внимание шестилеток удерживается на воображаемом предмете продолжительное время. В некоторых случаях реализация сформировавшегося замысла занимает несколько дней.

Старшие дошкольники придумывают свои игры и сами с друзьями исполняют главные и второстепенные роли. Действие помещается в любые реальность и время. Главное отличие от взрослого театра состоит в том, что в процессе игры сюжет меняется в соответствии с новыми задумками юных «режиссеров».

Семилетний дошкольник

Развитие пространственного воображения ребенка

Правильная ориентация в пространстве — важное условие нормальной жизнедеятельности человека. Взрослые с малых лет учат детей различать направления: вверх-вниз, вправо-влево, по часовой стрелке и против нее. Таким способом развивается пространственное воображение. Основы логического мышления, анализа и синтеза базируются на способностях прогнозировать и четко представлять события ближайшего будущего.

Психологи советуют родителям, прививающим детям умение ориентироваться, придерживаться инструкции:

  1. Начальный этап — предоставление ребенку необходимой информации.
  2. Следующий шаг — постановка задачи, понятной для детского сознания.
  3. Формирование условий выполнения действия.
  4. Предоставление времени на обдумывание и выбор решения. Ответ принимается в устной или письменной форме. Приветствуется и поощряется графическое изображение варианта (рисунок).

Чем отличается фантазирование от реального решения задач

В фантазиях дети создают вымышленные образы, не существующие в природе. Придуманные сюжеты отличаются от реальности, напоминая сказочные истории. Фантазируя, ребенок мысленно представляет неординарную ситуацию, ставит перед собой задачи и находит нестандартные способы решения, выбранные по личному усмотрению.

Дошкольник, ищущий варианты выхода из реальных жизненных обстоятельств, отождествляет себя со взрослыми. При разрешении проблемы учитываются существующие факторы, характеризующие текущую действительность.

В обоих случаях дети творят. Но процесс фантазирования отличается большей свободой, отсутствием запретов и ограничений. На принятие реальных решений влияют физические законы. Для этого требуются особые знания и навыки, в которых нет нужды при создании фантазийного образа действий. Поэтому для развития творческой личности психологи рекомендуют родителям содействовать ребенку в применении воображения.

Чем отличается фантазия от глупости

Нецелесообразный, неправильный, нелепый, несуразный поступок, не приносящий пользы окружающим и человеку, его совершившему, называется глупостью. Важные факторы в определении понятия — возраст неразумного лица, условия и задачи, преследуемые бестолковым действием.

Глупой становится фантазия, причиняющая вред. Ребенок, воображающий вооруженное ограбление магазина, жестокое избиение сверстников, расчленение домашнего питомца и прочие несуразицы, проявляет глупость и нуждается в психологической помощи и повышенном внимании со стороны родителей.

Этапы и методы развития воображения у детей

Невзирая на спонтанное развитие воображения у подрастающего поколения детсадовского возраста, перед взрослыми ставится задача по его ускорению и приданию правильного направления непроизвольному процессу. Эмоционально окрашенное общение с родителями дополняется специальными методиками, разработанными психологами, и применяется воспитателями дошкольных учреждений и старшими членами семьи.

Наблюдение за окружающим миром

Явления окружающего мира — объект наблюдения, создающий прекрасный потенциал для детской фантазии. В раннем возрасте рекомендуется начинать развитие с метода сравнения.

Взрослые задают ребенку наводящие вопросы:

  1. Что напоминают очертания растущего неподалеку дерева?
  2. С чем ассоциируется проплывающее по небу облако?
  3. На что похожи падающие на ладонь снежинки? И т.п.

Дошкольник отвечает, руководствуясь личным восприятием описываемого предмета. Можно задействовать весь потенциал детской фантазии, предложив малышу нарисовать ответ.

После регулярных занятий ребенок проявляет способность находить новые образы в стандартных явлениях природы. Со временем работа воображения выливается в придумывание коротких рассказов о наблюдаемых объектах с логическим развитием сюжета.

Наблюдение за природой

Чтение

Детям младшего дошкольного возраста, незнакомым с русским алфавитом, взрослые читают сказки и истории. Рекомендуется заострять внимание ребенка на описаниях различных предметов и природных явлений, побуждая его подключить фантазию. Мысленное представление внешности книжных персонажей или местности, где происходит действие, способствует становлению воображения.

Мысленные путешествия

Дети учатся осознанно фантазировать, создавая в мыслях образ несуществующего сказочного острова, чудесной страны, далекой галактики, населенной инопланетянами. Ребенок придает особое значение деталям, представляя в ярких красках необычную растительность, фантастических животных или внешность обитателей.

Для целенаправленного развития детской способности мысленно перемещаться в пространстве психологи советуют родителям предложить дошкольнику пофантазировать на тему будущего отпуска: мысленно отправившись на морской курорт, описать пейзаж вечернего заката, наблюдаемый с берега. Можно вместе с ребенком представить путешествие на Северный полюс, навестить Деда Мороза или найти в океане экзотический остров Чунга-Чанга.

Слушание сказок и рассказов

Один из психологических методов, развивающий воображение в младшем возрасте, — чтение рассказов и сказок. Вымышленная история служит основой, трамплином для полета детской фантазии.

Особенности процесса:

  • повествование ведется о старинных обычаях и культурных традициях, существующих с древних времен;
  • в процессе слушания спонтанно расширяется личный опыт;
  • при обыгрывании выдуманного сюжета активизируются ресурсы памяти, увеличивается словарный запас, развиваются творческое мышление и речевые способности;
  • дети отождествляют себя с главными персонажами и в роли героя вымышленной истории находят неординарные способы преодоления сложностей, предложенных автором.

Методика заключается в слушании фантастического рассказа или сказки с последующим изложением содержания, коллективным обсуждением сюжета и постановкой театрализованного представления.

Развивающие игры

Современная психология выделяет 3 вида игровой деятельности, развивающей воображение:

  1. С применением предметов. Взаимодействие играющих детей базируется на использовании машинок, кукол, кубиков, солдатиков, комплектов игрушечной посуды, кукольных домиков и т.п. Деятельность характеризуется наличием особого игрового замысла. Участники постоянно изменяют сюжет, совершенствуя действие по принципу «Лучше сделать так…».
  2. При содействии художественных изображений и иллюстраций. Просмотр карточек с картинками побуждает к фантазированию. Дети, описывающие предложенную художником сцену, сочиняют историю.
  3. Со словесными играми. Они требуют участия педагога. Воспитатель предпринимает целенаправленные действия, способствующие коллективному общению дошкольников, обмену мнениями, совместным рассуждениям на заданную тему. Одно из достоинств такого вида игровой деятельности — увеличение словарного запаса.

Развивающая игра

Творческие и музыкальные занятия

Важную роль в становлении личности будущих деятелей культуры и искусства играет развитие творческой фантазии в младшем детсадовском возрасте. Ярче всего способности детей проявляются в конструировании и рисовании. Изначально ребенок старается подражать родителям, копируя рисунки взрослых. Постепенно границы воображения расширяются, позволяя воспроизводить на бумаге сказочные миры, неизведанные галактики, чудесные острова. Дошкольники изображают на листе реальных людей, добавляя в картинку фантастические образы героических персонажей.

Конструкторский талант воспитывается с раннего возраста. Дети ощущают себя творцами, собирая модель игрушечного самолетика или машинки по схеме. Процесс обучения рекомендуется начинать с предложения ребенку построить высокую башню или сказочный замок для принцессы из набора детских кубиков. Постепенно усложняя задачу, следует раскрывать секреты чертежей и эскизов.

У регулярно занимающихся музыкой детей проявляется способность создавать и воспроизводить мелодии, не слышанные ранее. Так формируются задатки будущих композиторов.

Влияние сказки на развитие

Большинство методик воспитания подрастающего поколения базируются на народных и авторских сказках. Развитие способностей к фантазированию не исключение. Ребенка с малых лет приобщают к творчеству. Мыслительная деятельность активизируется при слушании тысяч чудесных историй с неправдоподобным сюжетом. Подключаются умственные процессы, позволяющие придумывать новые образы и осуществлять замыслы, расширяющие границы действительности.

Сказка — прекрасный трамплин для стартового полета детского фантазирования. Подобно инструкции в красочной обложке, она дает дошкольнику своеобразное руководство к действию, повышая мозговую активность. Слушая, пересказывая и обсуждая в коллективе сверстников сказочные истории, ребенок мысленно дополняет сюжет по личному восприятию, перенося героев в неизведанные миры или добавляя новых персонажей.

Образное мышление и фантазии

Образное мышление рекомендуется развивать с малых лет. Педагоги с большим стажем советуют использовать специальные упражнения. Дошкольнику предлагается придумать свой вариант развития событий прослушанной сказки. Перед начинающим автором ставится задача: мысленно представить, что будет, если изменить сюжетную линию, добавить или убрать героев и т.п.

В таких играх дети, опираясь на полученную в процессе слушания информацию, учатся сочинять новые истории, подключая фантазию для описания персонажа или действия.

Аффективное воображение

Выполняя функции аффективного воображения, оберегающего детское сознание от травмирующих факторов окружающего мира, сказка играет важную роль:

  • отождествляя себя с удачливым главным героем, ребенок мысленно отстраняется от неприятной действительности;
  • подражая персонажу, находящему благополучный вариант решения сходной проблемы, дошкольник снижает уровень эмоциональных переживаний;
  • ощущения страха и вины при слушании сказки подсознательно переносятся в безопасные условия.

Завораживающий сюжет сказочной истории побуждает ребенка подражать удачливому герою, перенимая бесценный опыт выхода из затруднительных ситуаций.

Игры и упражнения

Развивать способность подрастающего поколения к осознанному фантазированию педагоги советуют в игровой форме. При выборе способа рекомендуется ориентироваться на возраст дошкольника и индивидуальные проявления импровизации.

«На что похожи наши ладошки»

Игра направлена на развитие внимания и образного мышления. Детям предлагается приложить руку к бумаге и обвести ее по контуру цветными фломастерами или акварелью. Взрослые ставят задачу: найти сходство со знакомым предметом. Импровизируя, ребенок представляет, что вместо ладошки на рисунке изображен трепещущий крыльями мотылек или упавший с дерева пожелтевший листок.

Развивающие домино

«Три краски»

Упражнение развивает художественное восприятие и фантазию.

Для выполнения действуют по алгоритму:

  1. Дошкольникам выдается набор акварельных красок или гуаши. Материал для рисования должен смываться водой, поскольку увлекшиеся игрой дети пачкают руки, лицо и одежду.
  2. Предлагается подобрать 3 сочетающихся друг с другом цвета. Ребенок выбирает оттенки в соответствии с личным восприятием.
  3. Ставится задача: произвольно заполнить выбранными красками лист.
  4. Для активизации воображения задается вопрос: «Что напоминает изображение?» Ответ зависит от способности детей образно мыслить.

«Волшебники»

Упражнение развивает коллективное творчество и умение создавать оригинальные образы с опорой на стандартные предметы. Воспитатель предлагает детям дополнить 2 идентичные геометрические фигуры новыми деталями. Задача дошкольников — изобразить на бумаге доброго и злого волшебника, придумать историю об их противоборстве. Можно поставить театрализованное представление, в ролях показав победу добра над злом.

«Танец»

Упражнение способствует развитию эмоциональности и раскрытию творческого потенциала.

Порядок действий:

  1. Ребенку в группе предлагается импровизировать, выполняя произвольные движения оригинального танца в музыкальном сопровождении. Мелодию дошкольник выбирает по личному усмотрению.
  2. Перед детьми ставится задача: угадать, что изображает танцующий сверстник. Коллективное творчество проявляется представлением образа и придумыванием увлекательной истории.

«Поможем художнику»

Групповая игра развивает художественное воображение.

Воспитатель действует по инструкции:

  1. На подготовительном этапе на доске закрепляется лист бумаги со схематическим изображением человеческого силуэта. Детям выдаются краски, разноцветные карандаши или фломастеры.
  2. Дошкольникам предлагается дорисовать фигуру до завершенного образа. Задача — помочь художнику, не успевшему закончить работу.
  3. В процессе игры приветствуется коллективное обсуждение отдельных фрагментов незавершенной картины и цветовой палитры. Каждый ребенок вносит предложения и добавляет детали к силуэту. В результате получается полноценное изображение человека.
  4. На завершающем этапе детям предлагается придумать оригинальное описание рисунка. Подключая фантазию, дошкольники наделяют образ героическими чертами характера, сочиняют увлекательную историю о чудесных похождениях персонажа.

Игра "Поможем художнику"

«Волшебные картинки»

Выполняя упражнение, ребенок учится мысленно представлять предметы и обстоятельства, опираясь на схемы отдельных фрагментов объекта и описание нюансов ситуации. В игровой форме прививаются навыки конструирования, развивается художественное воображение.

Пошаговая инструкция:

  1. Дошкольникам раздаются карточки со схематическим изображением одной из деталей геометрической фигуры или предмета. Главное условие размещения — наличие свободного пространства вокруг объекта.
  2. Ребятам предлагается задание: дополнить рисунок по личному усмотрению, используя цветные карандаши. Задача — создание завершенного образа.
  3. Последний шаг — дети сочиняют оригинальное описание конечного результата индивидуального творчества. Импровизируя, они придумывают по картинке увлекательный сюжет.

«Волшебные кляксы»

В процессе игры дошкольники учатся находить аналогию изображений с неясными очертаниями и существующих предметов или явлений. Для выполнения упражнения требуются жидкие краски и бумага.

Методика заключается в сгибании пополам листа с яркой каплей акварели или гуаши. На обеих половинках появляется отпечаток. Задача ребенка — найти сходство кляксы с реальным объектом и сочинить захватывающую историю.

«Волшебная ниточка»

Игра развивает ассоциативное мышление и творческое воображение.

Воспитатель берет тонкую прочную нить и смачивает в краске или туши. Произвольно свернутый отрезок помещается между 2 бумажными листами. Слегка надавив на верхнюю часть конструкции, педагог аккуратно тянет конец бечевки, извлекая нитку на поверхность.

Задача дошкольника — пофантазировать, что напоминает отпечаток, оставленный на бумаге, и придумать оригинальный сюжет на заданную тему.

«Неоконченный рисунок»

Методические пособия — карточки с незаконченными рисунками — выдаются детям, вооруженным карандашами и красками. Выполняя упражнение, дети дополняют картинку, дорисовывая детали, недостающие до завершенного образа. В процессе развивается художественное воображение, проявляющееся способностью представлять предмет по отдельным фрагментам.

«Чудесные превращения»

Дошкольникам раздаются карточки с 3 полосками разной длины и 3 разноцветными кругами. Геометрические фигуры играют роль заместителей объектов. Детский коллектив рассматривает изображения, фантазируя, с чем они ассоциируются.

Задача каждого ребенка — на основе увиденного нарисовать оригинальную картинку. Листы с завершенными работами сдаются на проверку воспитателю. Педагог дошкольного учреждения анализирует результаты и делает умозаключение. Оно содержит данные о соответствии параметров получившегося рисунка размерам, количеству, конфигурации и цветовой гамме предметов-заместителей.

Победа присуждается дошкольнику, достигшему максимального сходства. Отдельно поощряется участник игры, нарисовавший картинку с неординарным сюжетом и нестандартной композицией.

«О чем рассказала музыка»

В упражнении комбинируются музыкальное творчество с изобразительным искусством, основанным на импровизации.

Группа детей внимательно вслушивается в звучащее произведение классической музыки. Педагог предлагает им с закрытыми глазами пофантазировать, какие у них возникают ассоциации. Сверстники выражают личные мнения, описывая воображаемые образы, навеянные звуками мелодии. В завершение процесса дошкольники изображают на бумаге свои фантазии.

«Что это такое»

Игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Методическими материалами служат разноцветные круги или полоски разной длины, вырезанные из плотного картона или тонкой фанеры. Воспитатель поочередно показывает фигуры детям и предлагает придумать аналогию со знакомым предметом. Побеждает участник, давший самый неординарный ответ.

«Камешки на берегу»

Игра развивает способность к импровизации с опорой на схематическое изображение объекта.

Описание игры:

  1. На картине «Морской берег» дошкольники видят 8-10 камней, очертаниями напоминающих людей, животных, растения и т.п. Детский коллектив обсуждает полотно художника.
  2. Воспитатель предлагает найти сходство камешков со знакомыми предметами, которые заколдовал злой чародей. Победа присуждается участнику, сочинившему увлекательную историю о похождениях вымышленного образа с опорой на контур объекта.

«Придумай и свой конец сказки»

Юным фантазерам предлагается изменить сюжет, придумав другой финал знакомой сказки. Например, дед не смог вытащить репку потому, что мышку съела кошка, поссорившаяся с собакой Жучкой и т.п.

"Придумай конец сказки"

«Хорошо-плохо», или «цепочка противоречий»

Групповая игра направлена на развитие коллективного творчества и умения находить противоречия.

Цепочку начинает педагог, задавая начальные условия. Дошкольники по очереди подключаются, придумывая альтернативные высказывания.

Пример.

Зимой хорошо потому, что на санках мы катаемся по снегу. Мороз — плохо: можно простудиться. Достоинство болезни — мама кормит вареньем. Но сладкое вредно для зубов. И т.д.

«Сказка-рассказ»

Выполняя упражнение, дети учатся выделять из услышанного повествования действительность и вымысел. Прослушав сказку, дошкольники разделяют сюжетные события на реальные и фантастические. В результате получаются 2 истории — правдоподобная и вымышленная.

«Волшебная мозаика»

Игра, направленная на развитие образного мышления, учит представлять предметы с опорой на схематическое изображение отдельных фрагментов.

Детям раздаются комплекты картонных геометрических фигур заданной формы, но разного размера. Одни получают квадраты, другие — круги, третьи — прямоугольники, и т.д.

Задача — сложить из набора знакомый предмет, совмещая карточки в произвольном порядке.

«Чудесный лес»

Для выполнения задания дошкольники получают рисунки с изображением 4-5 деревьев. Отдельно размещены неясные очертания незавершенных фигур. Ребята дополняют картинки, дорисовывая детали к незаконченным силуэтам. Конечный результат творческого процесса — чудесный лес, населенный сказочными существами. Завершая игру, дети сочиняют фантастическую историю на заданную тему.

«Перевертыши»

Для упражнения понадобятся методические пособия — комплекты из 4 идентичных карточек с абстрактными рисунками. Наборы раздаются дошкольникам. Изображения наклеиваются на бумагу.

Задача — пририсовать к фигуре отдельные детали. В результате творческой работы получается полноценный предмет. Импровизируя, дети переворачивают второй лист с приклеенной карточкой и дополняют картинку с другой стороны. Игра продолжается до использования всего комплекта.

Игра "Перевертыши"

«Разные сказки»

Упражнение прививает способность сочинять историю на основе визуальных образов.

Инструкция к заданию:

  1. На доске закрепляются 3-4 изображения предметов или природных явлений. Пример: юноша, принцесса, корабль, буря в океане.
  2. Перед дошкольниками ставится задача — придумать по картинкам сказку. Приветствуется коллективная работа над сюжетом.
  3. Меняется очередность рисунков на демонстрационной доске. Дети сочиняют новую историю.

«Сказочное животное или растение»

Воспитатель дает задание — изобразить на бумаге несуществующее животное или невиданное растение. Юные фантазеры рисуют представителей фантастической фауны и флоры, наделяя сказочные образы чертами реальных объектов.

Организация занятия в детском саду

Документальное оформление уроков в детском дошкольном учреждении базируется на конспекте, содержащем временной план. Предварительно воспитатель определяет задачи, соответствующие общему планированию работы на текущий период. Упражнения, развивающие способности к творчеству и воображению, подбираются сообразно преследуемым целям.

Таблица: временной план

Педагоги детского образовательного учреждения перед началом занятий с дошкольниками разрабатывают детальный план урока.

Пример конспекта показан в таблице:

Этап

Время проведения, минут

Описание

Подготовительный

2-3

Первостепенная задача воспитателя — наладить контакт с детсадовской группой. При рассаживании детей контролируется правильная осанка.
Введение

5

Педагог мотивирует ребят, обещая награду-сюрприз. Рассказывая о правилах выполнения упражнения, он задает направление развития сюжетной линии.
Основной блок

25-30

В рамках решения задач урока воспитатель отвечает за безопасность дошкольников, выполняющих задание. Для предупреждения утомляемости вводится физкультминутка.
Заключительный

5

Подводятся итоги. Ребенок, показавший лучший результат, получает обещанную награду.

Таблица: конспект «Спасти заколдованную принцессу»

Н. И. Вивтоненко разработана методика занятия, развивающего способность детей старшей группы фантазировать в заданном направлении. Творческая игра называется «Спасти заколдованную принцессу».

Для выполнения задания потребуются:

  • большой кукольный домик, накрытый отрезком полотна;
  • игрушечная избушка-теремок;
  • моток ниток;
  • сундучок;
  • 2 куклы, включая принцессу;
  • плюшевый заяц;
  • корзинка яблок;
  • одеяльце;
  • комплект моделей для иллюстрации сюжета сказки «Козел и лиса»;
  • карточки с рисунками, соответствующими содержанию игры «Теремок».

Игра с замком

Краткий конспект упражнения представлен в таблице:

Этап

Время действия

Описание игрового процесса

Подготовительный

2-3 минуты

Воспитатель выстраивает детей в круг. Взявшись за руки, они готовы начинать игру.
Введение

5 минут

Из сундучка достается клубок. Дошкольники выдвигают версии о предназначении ниток. Правильный ответ поощряется.
Основной блок

30-35 минут

Обозначается сюжет. Задача — освободить принцессу, спящую под действием чар злой феи непробудным сном в замке с закрытыми окнами и дверями. Для победы над колдуньей дети выполняют задания: отгадывают загадки, пересказывают содержание знакомых сказок, участвуют в ролевых играх, прерываясь на короткую спортивную разминку.

Каждый правильный ответ или действие приносит бонус, выраженный поочередным открыванием окон. Последними отворяются двери, чары сняты, злая фея побеждена.

Завершающий

3 минуты

Освобожденная принцесса в благодарность за спасение раздает детям яблоки. Воспитатель подводит итоги.

Таблица: конспект «Умные игры в стране «Играй-ка — воображай-ка»

Методика, развивающая способности старшей группы дошкольников к коллективному творчеству и обогащающая словарный запас, разработана педагогом-логопедом Е. В. Дорошенко.

Сжатое содержание занятия представлено в виде таблицы:

Название этапа

Продолжительность, минут

Краткое описание

Организационный

3-5

Воспитатель раздает методические пособия, предлагает детям комфортно разместиться на ковре, образовав круг. Мотивация — награда за участие.
Вводный

5

Дошкольники знакомятся с заданием, отгадав загадку.
Основной

30

Выполняя упражнения, группа сочиняет истории по серии рисунков, пересказывает прослушанные рассказы, участвует в играх «Цепочка противоречий», «Увеличение-уменьшение» и т.д. Получив яйца, выданные педагогом, дети изготавливают предметы, играющие роль сюрпризов. В перерыве на физкультминутку они подражают мимам, изображая разные действия.
Завершающий

5

Подводя итог занятия, воспитатель похвалой поощряет активных участников и раздает самодельные подарки.

Развитие творческого воображения детей

В детсадовском возрасте творческая деятельность проявляется в рисовании. Процесс улучшает взаимодействие правого и левого полушарий детского мозга и мелкую моторику рук.

У малолетних художников увеличиваются ресурсы памяти, появляются способности к образному мышлению, анализу и сравнению, развивается умение думать и сосредотачиваться.

Рисование красками

Отечественные и зарубежные производители предлагают большой ассортимент материалов для рисования.

Максимальным спросом пользуются краски, в т.ч.:

  1. Пальчиковые. Изготавливаются по безопасной технологии, поэтому допускаются к использованию младшей возрастной группой. На бумагу наносятся пальцами рук или ладонями ребенка.
  2. Гуашь. Подходит для дошкольников 4-5 лет. Растворяется в воде, легко смывается. Для работы требуется кисточка.
  3. Акварель. Отличается большой палитрой цветов и возможностью создания новых оттенков смешиванием. Инструмент для нанесения — кисть из беличьей шерсти.

Рисование акварелью

Книги для развития детского воображения (для родителей)

Психологи советуют родителям дошкольников, стремящимся воспитать неординарную творческую личность, прочесть следующую литературу:

  1. В. Синельников. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.
  2. О. Пройслер. Игровые площадки фантазии.
  3. В. Кудрявцев. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. И т.п.

Покупать книги необязательно. Пользователи интернета находят информацию в сети и читают онлайн.

Особенности воображения у ребенка со слабым зрением

Нарушение зрения активизирует другие чувства. Слабовидящий ребенок познает мир, пользуясь слухом, обонянием и осязанием. Например, роза узнается по аромату, машина — по звуку, домашняя кошка — по мягкой гладкой шерсти. Поэтому воображение слепых детей отличается от фантазий зрячих сверстников специфической структурой и особыми качествами.

Физический дефект приводит к ограничениям двигательной активности, вызванным отсутствием возможности ориентироваться в пространстве. У дошкольников со зрительными нарушениями наблюдается замедленное развитие памяти и речевой функции. Перечисленные факторы негативно отражаются на способности к фантазированию.

Работа над развитием

Воображение слабовидящих детей развивают по следующим методикам:

  1. «Вербальная фантазия». Работа строится на мысленном восприятии словесных образов. Задача — установление ассоциативных, логических и функциональных связей в стимулах, выраженных в языковой форме. Незрячие дошкольники описывают представления о предметах и явлениях из услышанного рассказа, сочиняют историю.
  2. «Рисунок». Детям с дефектами зрения предлагается придумать и озвучить оригинальный сюжет картины.
  3. «Завершение фигуры». Слабовидящий ребенок дорисовывает к незаконченному изображению недостающие детали, опираясь на тактильные ощущения.

Особенности воображения у детей с ЗПР

Замедленное психическое развитие негативно влияет на реализацию механизмов процесса воображения, хотя детям с ЗПР доступны все формы его проявления. Дошкольники с недоразвитой психикой не способны сосредотачиваться, участвовать в коллективном творчестве, испытывают затруднения в создании завершенных образов.

Ограниченный объем, избирательность и рассеянность внимания задерживают формирование понятий и вызывают повышенную эмоциональную утомляемость ребенка. Поэтому развивающие упражнения требуют неординарного подхода.

Коррекционная система работы

Методика коррекционной работы с детьми с ЗПР базируется на взаимосвязанных аспектах:

  1. Обогащении коллективных занятий заданиями по рисованию. Уроки изобразительного искусства постепенно прививают дошкольникам способность к творческой импровизации и образному мышлению.
  2. Поэтапном усложнении материала. Вначале ребенок решает простые задачи. После благополучного выполнения ему дается упражнение следующего уровня сложности.
  3. Формировании операционных навыков. Усиление мозговой активности развивает способность создания образов.

Замедленное развитие

итие воображения у дошкольников с нарушениями слуха

Замедленное развитие речевых функций и абстрактного мышления приводит к своеобразному характеру проявления воображения у глухих и слабослышащих детей. Нарушения слуха активизируют визуальное и тактильное восприятие действительности. Ребенок познает мир в зрительных образах, подобно просмотру фильма при выключенном звуке. Побуждать дошкольника фантазировать рекомендуется с опорой на доступные ощущения.

Полезные упражнения

Игра «Литературное лото» приобщает детей со слуховыми дефектами к миру литературы, расширяет словарный запас, прививает интеллектуальные и творческие способности, развивает умение анализировать прочитанное произведение, культуру речи, память и внимание.

Описание процесса:

  1. Воспитатель ставит перед группой коробку. Содержимое — рисунки сказочных героев.
  2. Дошкольники поочередно достают картинки. Задача — назвать и дать описание персонажу.

Пример.

Волк серый, злой. Баба Яга старая, сердитая. Золушка трудолюбивая. И т.д.

Упражнение «Найти сказку» способствует развитию интеллекта, образного мышления, увеличивает ресурсы памяти, прививает навыки сосредотачивать внимание на отдельных объектах.

Описание игры:

  1. Детям раздаются карточки. На рисунках изображены эпизоды из сказочных сюжетов.
  2. По сигналу дошкольники разделяются на команды, соответствующие угаданной сказке. По картинкам описываются события истории.

Причины нарушения воображения детей

Недостаток воображения наблюдается у детей со следующими отклонениями в развитии:

  1. Физическими, выраженными нарушениями речи. Такая патология вызывает примитивность мышления, затрудненное создание логически завершенных образов, сложности с придумыванием, сочинительством и выполнением реальных взрослых задач. Недоразвитые речевые функции приводят к плохому пониманию символов и запоминанию терминов, трудностям с усвоением новых знаний.
  2. Психологическими, проявляющимися в заниженной самооценке. Эмоциональная зацикленность вызывает страхи неправильных поступков, отсутствие самостоятельности в принятии решении и неуверенность в совершаемых действиях.

Перечисленные факторы подавляют воображение. Задача педагога — мотивировать ребенка к осознанному фантазированию.

Рекомендации родителям

Творческие наклонности в дошкольных учреждениях воспитываются с акцентом на коллективные действия.

Родителям рекомендуется развивать индивидуальные способности ребенка с опорой на 3 фактора:

  • наличие жизненного опыта — основа развитой фантазии;
  • накопленные знания — старт для воображения;
  • чувственное восприятие мира наряду с мыслительным процессом — двигатели творчества.

Отзывы о методах развития воображения

Козуб А., воспитатель ДОУ № 87, Москва

Пользуюсь методикой Дорошенко. Дети с удовольствием играют, выполняют задания, импровизируют. Родители благодарны за помощь, отмечая прогресс в развитии и готовность ребенка к творческой деятельности.

Кириллова С., мама 5-летнего Антона, Саратов

Раньше не могла без слез заставить сына ходить в садик. Утро начиналось с истерики. Ситуация изменилась с приходом молодой воспитательницы. Каждый день новая игра. Ребенок доволен и с увлечением рассказывает сказки собственного сочинения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector