Упражнения для развития памяти у детей

Дети до 7 лет усваивают новую информацию лучше взрослых, однако постепенно эта способность ухудшается. Отчасти из-за того, что ребенка окружает слишком много незнакомых для него предметов и явлений. Игры для развития памяти помогают исправить ситуацию: они не только упрощают восприятие информации, но и улучшают внимательность.

Развитие памяти

Самые простые упражнения для развития детской памяти

Если мышцы мы укрепляем двигательными упражнениями, то отделы головного мозга тренируем с помощью интеллектуальных занятий и игр. Необходимо включать в курс несколько типов тренировок, т.к. существует множество видов памяти. К ним относятся:

  1. Зрительная. Отвечает за восприятие более 80% информации. Для здорового человека это самый важный вид памяти. С ее помощью дети и взрослые запечатлевают то, что окружает их.
  2. Слуховая. Занимает второе место по важности. Для детей, которые утратили зрение, даже первое. Позволяет запоминать и отличать пение птиц, голоса людей, автомобильный сигнал и т.д.
  3. Двигательная. Другое название — мышечная память. Важна для людей творческих и технических профессий. Позволяет запоминать и воспроизводить повторяющиеся движения. От этого зависят точность и ловкость. В случае с детьми дошкольного возраста двигательная память помогает развивать мелкую моторику и речь.
  4. Эмоциональная. Отвечает за чувства, переживания и ощущения. Частично позволяет предугадывать события и поступки других людей, поэтому развивает интуицию. Эмоциональная память важна для творческих занятий. Она помогает передавать свои чувства через картины, музыку и скульптуры.
  5. Кратковременная. Хранит информацию в течение нескольких минут. Иногда счет идет на секунды. Она активизируется, например, когда нам диктуют адрес или номер телефона. Чтобы не забыть информацию, человеку постоянно приходится повторять ее. Через 10 минут память очищается. Скорее всего, собеседник уже не вспомнит переданную информацию, если успел записать ее.
  6. Оперативная. Тот тип памяти, который чаще всего используется в повседневности при принятии решений. С ее помощью информация хранится в течение 2-3 суток.
  7. Долговременная. Это память, в которой хранятся данные относительно каких-либо важных событий, например праздников или, напротив, ссор с близкими людьми.

Виды памяти

Чтобы ребенок развивался всесторонне, в программу должны входить упражнения для развития памяти всех типов.

Перечисление окружающих предметов

Игра подходит для развития визуальной памяти и внимательности. Это увлекательное и простое занятие, поэтому желательно выполнять его как можно чаще. Сначала вы должны постоянно перечислять, что находится вокруг вас.

Дома используете необычные предметы, с которыми ребенок знаком лишь поверхностно, например картины. Рассказывайте, кто их рисовал, какими красками, что изображено на полотне и т.д. Дайте потрогать рамку. Опишите, из какого материала она изготовлена.

На улице обратите внимание на растения. Расскажите, какого цвета лепестки. Как называются травы, кусты и деревья. Объясните, есть ли у растения плоды и съедобны ли они. Возможно, вам удастся вспомнить несколько интересных фактов. Вы можете сорвать лист с дерева и дать потрогать ребенку. Попытайтесь описать форму и цвет. Также рассказывайте о животных, машинах и других окружающих объектах.

В процессе старайтесь включить ребенка в диалог. Хорошо, если он сам задает вопросы, а вы отвечаете на них. Если малыш молчит, возможно, ему скучно. Попробуйте сменить обстановку или подавать информацию иначе. Разговаривайте с детьми как можно чаще. Это укрепляет связь, помогает установить доверительные отношения и улучшает способность концентрироваться.

В дальнейшем, когда ребенок будет лучше представлять, что его окружает, передайте роль рассказчика ему. Просите описать как можно больше предметов вокруг. Упражнение для развития памяти у детей можно усложнить, если ребенок должен будет выбирать объекты по какому-либо признаку. Например, попросите рассказать только о ближайших растениях либо описать цветные предметы.

Перечисление предметов

Поиск ранее спрятанного предмета

Игра развивает не только память, но и логику. Если ребенку всего 2-3 года, начать нужно с простого: прячьте предмет при нем, затем просите найти через некоторое время. Вы можете делать вид, что потеряли какую-либо свою вещь, и звать на помощь ребенка. Другой вариант — бытовая подача. Стараясь не привлекать лишнего внимания, при детях положите посуду, свои очки или любой другой предмет в необычное место. Потом сделайте вид, что вы забыли, где оставили вещь.

Позднее задание усложняют. Можно подавать упражнение как сюжетную игру. Например, спрячьте по комнате орехи и скажите ребенку, что белочка потеряла свои запасы. Оставьте следы, которые помогут добраться до награды.

Это могут быть обрывки нити, нарисованные стрелки и т.д. Детям в процессе поиска приходится не только обращать внимание на подсказки, но и запоминать их. В результате у них должна сложиться единая картина, которая поможет добраться до спрятанных предметов. В дальнейшем можно увеличивать количество вещей и уменьшать чисто подсказок.

Определение внешних изменений в собеседнике

Упражнение развивает наблюдательность и память у ребенка. Сначала попросите посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите. Затем ребенок должен отвернуться или выйти из комнаты. В это время вы меняете свой внешний вид. Желательно добавить или убрать какие-то яркие детали. Например, наденьте шляпу. Изменений должно быть не слишком много, хватит 3-4. В дальнейшем можно будет их количество увеличить, а детали сделать менее очевидными.

Собеседники

Это упрощенный вариант игры. Усложненный подразумевает описание увиденного. Ребенок должен после первого осмотра рассказать, какие детали он запомнил: цвет глаз и волос, выражение лица, одежду и т.д. Если дети выделяют мало признаков, с ними меняются ролями, чтобы ненавязчиво показать пример. В дальнейшем ребенок будет сравнивать свое описание с вашим и обращать больше внимания на другие детали.

Запоминание текста по памяти

Игра доступна детям, которые умеют читать. Она не только развивает память, но и учит отделять второстепенные факторы от важных. Сначала просто просите ребенка прочитать фрагмент текста. Лучше использовать книги с картинками, чтобы улучшить восприятие информации. В дальнейшем, когда ребенок начнет хорошо запоминать смысл прочитанного, откажитесь от изображений: на этом этапе они будут отвлекать. После чтения попросите пересказать текст. Начните с главного: что описывает фрагмент. Затем попросите назвать как можно больше деталей.

В дальнейшем, когда ребенок будет свободно запоминать и воспринимать текст, усложните задачу. Например, пусть он не только читает, но и подсчитывает количество слов. Выполнение большего количества задач потребует лучшей концентрации.

Если на каком-то из этапов есть затруднения, попробуйте задавать наводящие вопросы.

Рассказ об увиденном

Это упражнение, которое удобно использовать после прогулок. На улице дети получают много новых впечатлений, поэтому всегда что-то запоминают. Попросите ребенка рассказать, что он увидел во время прогулки. Это заставит вспомнить визуальные и слуховые образы. Дополнительно игра позволит вам понять, в каком виде ребенок лучше воспринимает информацию. В дальнейшем вы сможете использовать сильные стороны для более эффективного обучения.

Рассказ ребенка

Другие варианты игр

Вы можете не только играть, но и использовать тренажеры в виде игрушек, задачников и т.д. Самый простой вариант — карточки с картинками. Например, можно выбрать 4-6 изображений, дать ребенку запомнить их и попросить отвернуться. В это время нужно заменить 1-2 картинки. Затем ребенку дают повернуться обратно и просят найти новые карточки.

Составление кроссвордов

Кроссворды не только развивают логику и память, но и способствуют расширению кругозора. Маленьким детям может быть трудно отгадывать слова, зато они могут составить головоломку с вашей помощью. Вы можете посвятить кроссворд какой-либо тематике, если ребенок уже достаточно эрудирован.

Сначала выбирают первое ключевое слово. Например, хорошо подойдет «память». Запишите его по горизонтали. Следующее слово должно быть по вертикали. Как и в классической версии, нужно подбирать места пересечения букв. Желательно, чтобы это были гласные. Это упростит восприятие. Продолжайте чередовать горизонтальные и вертикальные слова. Начните с небольших кроссвордов. Хватит 10-12 слов. В дальнейшем можно усложнить структуру.

В конце вместе с ребенком допишите вопросы к каждому слову. Они должны быть максимально информативными и понятными для детей. Хоть на первый взгляд составление кроссворда и может показаться проще, чем его разгадывание, в действительности оно сильнее стимулирует работу мозга.

Составление кроссвордов

Игра в слова

Существует несколько вариантов игр со словами. Самый простой — на запоминание. Взрослый медленно и четко называет несколько знакомых ребенку слов, затем просит повторить в том же порядке. Сначала желательно подбирать близкие по тематике понятия, чтобы детям было проще.

Другая игра на запоминание связана со словесными рядами. Вам нужно заранее подготовить несколько списков из 2-10 слов. Это должны быть не связанные друг с другом понятия. Затем вы зачитываете ребенку первый список и просите назвать как можно больше слов. Если ему это дается с трудом, попробуйте перейти к следующему ряду. Желательно добиться того, чтобы ребенок называл 70-80% слов.

Усложненное упражнение — «Подари слово». Оно хорошо подойдет для большой компании. Дети и взрослые берут мяч, затем передают его по часовой стрелке. Каждый участник должен «подарить» следующему какое-либо слово, ассоциирующееся с ним.

Когда мяч окажется у того, кто начинал игру, порядок меняют. Теперь передавать нужно хаотично. Каждый следующий участник должен называть то слово, которое «подарили» предыдущему.

Рисуй и запоминай

Развивает не только память, но и воображение и мелкую моторику. Назовите ребенку 5-6 слов, затем попросите его изобразить их на бумаге. Сначала подойдут названия животных или предметов. В конце ребенок должен назвать слова, вспоминая их по рисункам.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, следует давать не простые слова, а глаголы или прилагательные. Хорошо подойдут афоризмы или устойчивые словосочетания. Однако это вариант для взрослых детей с уже развитой фантазией. Неподготовленный ребенок может растеряться.

Геометрические фигуры

Игры с использованием таких объектов учат детей концентрироваться на осязательных ощущениях. Классический вариант — упражнение с непрозрачным мешком. В него прячут несколько фигурок, затем просят ребенка на ощупь определить форму.

Можно усложнить задачу. В конце попросите ребенка назвать несколько предметов такой же формы. Другой вариант усложнения — необходимость выбрать из нескольких фигурок куб, шар, призму и т.д. Для детей лучше описывать форму простыми словами: «круглая», «квадратная» и «треугольная». Ребенка более старшего возраста можно попросить не только назвать, но и нарисовать предметы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector