Развитие памяти у детей

Запоминание — это один из основных психических процессов, который позволяет людям обобщать их предыдущий жизненный опыт, обучаться навыкам, находить взаимосвязи между новыми объектами и уже знакомыми. Есть много способов, как развить память у ребенка, это поможет им в обучении и познании жизни.

Память у ребенка

Разновидности памяти

В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.

Образная память одной из первых развивается у детей. Они начинают запоминать образы, воспринятые через органы чувств, с возраста 1-1,5 лет. В первые годы жизни это основной тип запоминания. Лучше всего работает тактильная память — младенец познает мир через прикосновения.

Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.

Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.

Разовидности памяти

Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.

В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.

Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.

Процесс запоминания может быть непосредственным, когда впечатления естественным образом сохраняются из-за воздействия на органы чувств, или опосредованным — с применением ассоциаций или специальных мнемонических техник.

Особенности запоминания

Основное отличие детской памяти от взрослой состоит в том, что она является непроизвольной и кратковременной. Дети в первые годы жизни не прикладывают осознанных усилий для запоминания чего-либо и забывают информацию через несколько часов или дней. Из-за этого информация о происходящем сохраняется у них в памяти фрагментами.

Запоминание

В процессе запоминания большую роль играют эмоции. При непроизвольном запоминании сохраняются эмоционально окрашенные события. Поэтому люди помнят из раннего детства только некоторые моменты, которые больше всего удивили, порадовали, расстроили или смутили их.

Долговременная память функционирует благодаря части мозга, которая называется гиппокамп. Он формируется у ребенка только к 2-3 годам, поэтому большинство людей не помнит того, что было с ними в первые годы жизни.

В 3-6 лет у детей появляются первые осознанные воспоминания. В этот период информация хранится преимущественно в кратковременной памяти, но при некоторых усилиях и регулярных повторениях воспоминания можно сделать долговременными. Для облегчения запоминания в этом возрасте важно не только то, чтобы информация была эмоционально окрашенной и стимулировала воображение, но и чтобы факты подавались в виде сюжета, а не в разрозненном виде. Поэтому существует много развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Главная особенность памяти детей младшего школьного возраста — появление и развитие произвольного запоминания. С 6-7 лет ребенок может прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы запомнить текст, движения, объекты. Как и у более маленьких детей, лучшему запоминанию способствует эмоциональная окраска информации и заинтересованность в материале. При постоянных повторениях воспоминания легко переходят из кратковременной памяти в категорию долговременных.

Самые простые способы

Есть несколько способов облегчить запоминание. Некоторые из них — это специальные занятия, другие касаются всего образа жизни.

Интерес к чтению

Чтение помогает не только развить память, но и пополнить словарный запас, обогатить внутренний эмоциональный опыт человека. Начать прививать любовь к книгам можно с чтения вслух сказок и рассказов. Желательно ежедневно выделять на это время, многие вырабатывают привычку читать детям на ночь. Когда ребенок подрастет, следует стимулировать его к самостоятельному чтению. Вызвать интерес к детской литературе помогут красиво оформленные книжки.

Чтение

Чтение держит мозг в тонусе, поэтому при нехватке времени рекомендуется читать хотя бы 10 страниц в день. Хорошо развивают память методики скорочтения, которым можно обучаться с детства.

Заучивание стихов и песен

Самый эффективный способ что-либо запомнить — постоянные повторения. Это основное условие для перевода информации в долговременную память. Заучивание наизусть стихов и песен тренирует способность ребенка к сохранению и воспроизведению материала. К тому же, легче запоминается тот материал, который имеет отношение к чему-то, что уже знает человек. Поэтому для хорошей памяти нужно учить больше информации.

Игры, требующие концентрации и последовательности

Развитию памяти и внимания у детей способствуют развлекательные и в то же время обучающие игры. Эффективными будут любые занятия, во время которых ребенку нужно будет сконцентрироваться, удерживать внимание, запоминать информацию, а потом озвучивать ее. Внимательность развивают задания, где надо подбирать пару, найти сходства и различия между 2 картинками, запоминать последовательности слов, объектов. Можно дать ребенку фотографию на 15-20 секунд, потом забрать ее и попросить описать изображение, упомянув как можно больше деталей.

Игра «Поход в магазин» тренирует запоминание последовательности объектов. Надо придумать список продуктов, которые необходимо купить, выучить пункты, а потом распределить с ребенком роли. Покупатель должен вспомнить все из списка, а продавец — проверить, ничего ли второй игрок не забыл купить.

Игра магазин

Изучение иностранных языков

Изучение иностранного языка — самый эффективный способ тренировки памяти. К тому же, знание языков — это ценный навык, который обязательно пригодится в будущем. Если приступить к освоению иностранного языка с младшего школьного возраста, в старших классах подростку будут легче даваться эти уроки.

Для тренировки запоминания достаточно изучать несколько новых слов или фраз в день и обязательно повторять их в последующие дни.

Приучение к мыслительной деятельности

Чтобы стать обладателем хорошей памяти, над ее улучшением нужно постоянно работать и не ограничиваться периодическими упражнениями. Наиболее эффективный способ этого добиться — приучать ребенка к регулярной мыслительной деятельности. Для этого можно стимулировать его вопросами о том, как прошел день, что было интересного в садике/школе. Можно попросить его вспомнить последовательно все впечатления за день и особое внимание уделить деталям — какое платье было на однокласснице, какого цвета портфель у соседки по парте и т.д.

Таким образом постепенно ребенок будет приучаться самостоятельно анализировать информацию и быть внимательным к деталям. Активизация мышления автоматически включает в работу память, т.к. эти процессы неразрывно связаны между собой.

Правильный режим дня

Кроме специальных упражнений для хорошей памяти важен здоровый образ жизни. Возможность запоминания и способность к концентрации в первую очередь зависят от физического состояния организма. Следует придерживаться правильного режима сна и бодрствования. При недосыпе человек становится менее внимательным и хуже усваивает информацию.

Питание должно быть сбалансированным, что особенно важно для детей, чей организм растет, а мозг и нервная система только формируются. Рацион должен быть насыщен витаминами, жирными кислотами и другими необходимыми веществами. Для этого нужно регулярно употреблять в пищу рыбу, овощи, орехи.

Занятия спортом также влияют на память и внимание. Во время физических упражнений активизируется мозговое кровообращение, вследствие чего нервные клетки получают больше полезных элементов. Это способствует лучшему запоминанию и более быстрому мышлению.

Занятия спортом

Подобным эффектом обладает и прогулка на свежем воздухе, которая помогает повысить уровень кислорода в крови и активизировать работу мозга.

Стресс негативно влияет на способности к обучению, при различных расстройствах, таких как депрессия, тревожность и фобии, ухудшаются мыслительные способности. Поэтому, кроме физического развития, важно следить за психическим здоровьем детей.

Обучение ребенка мнемотехникам

Быстрее выучить необходимую информацию помогут мнемотехники, которые с помощью специальных приемов облегчают процесс запоминания.

Метод Цицерона

Этот метод используют, когда надо запомнить перечень объектов. Для этого ребенку нужно вспомнить обстановку в своей комнате и мысленно расположить запоминаемые объекты в разных местах. Например, медведя поместить на диван, апельсин положить на полочку, шоколадку — на подоконник, чашку — на книжный шкаф. Перед этим нужно в воображении представить объекты в одинаковом размере, чтобы они не выделялись в обстановке комнаты.

Чтобы вспомнить объекты, ребенку нужно мысленно вернуться в свою комнату и попеременно вспоминать, что в ней находится. Вместе с мебелью удастся вспомнить и объекты, мысленно там размещенные.

Ассоциативные ряды

Основная рекомендация из психологии для облегчения запоминания — это составление ассоциаций. Человеческая память ассоциативна, поэтому создание взаимосвязей между объектами или объектом и его свойствами поможет в будущем легче воспроизвести эти воспоминания. Ассоциации на разные слова могут быть понятными всем или только ребенку, которые имеют отношение к его предыдущему опыту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector