Как развивать детское мышление

Дошкольный период в жизни ребенка — важный этап становления его личности. Малыш стремительно растет, приобретая все большую самостоятельность и готовность познавать окружающий мир. Задача взрослых — научить ребенка ориентироваться в получаемой информации. Развитие мышления у детей дошкольного возраста способствует формированию мировосприятие, поведение, характер отношений с другими людьми.

Развитие мышления

Особенности мышления у дошкольников

Мышление ребенка в дошкольный период развивается в условиях быстрого взросления и определяется рядом сопутствующих факторов, основные из которых:

  1. Расширение круга общения. Если в период раннего детства ребенок контактировал только с родителями, то в дошкольном возрасте он начинает общаться со своими сверстниками и воспитателями.
  2. Развитие речи. Ребенок учится не только понимать, но и правильно произносить слова, грамотно строить фразы.
  3. Формирование аналитического мировосприятия. В дошкольный период роста совершенствуется восприятие форм, цветов, величин, пространства и времени.
  4. Приобретение новых умений и навыков. Ребенок учится читать по слогам, рассказывать стихи, петь, рисовать.
  5. Становление личностных качеств. В ходе воспитательных мероприятий и общения с другими детьми закладываются волевые черты характера, такие как организованность, настойчивость, инициативность.
  6. Формирование самооценки. У дошкольника появляется осознание своего «я», складывается критическая оценка самого себя.
  7. Проявление самоконтроля. Ребенок учится управлять своими поступками, поведением, деятельностью.

Особенности мышления

Мышление дошкольника начинает формироваться на базе практического опыта, когда ребенок стремится потрогать, разобрать, поломать окружающие его предметы.

По мере взросления появляется образное восприятие действительности, которое становится основной формой детского мышления в дошкольный период. Тактильное познание при этом остается, но приобретает более совершенные формы.

Под конец дошкольного периода познавательная деятельность ребенка обогащается элементами логики. Это свидетельствует о готовности дошкольника к развитию логического познания.

Этапы развития мышления

По мере взросления у ребенка поочередно формируются 3 вида мышления:

  • предметно-действенное;
  • визуально-образное;
  • словесно-логическое.
Этапы развития мышления у дошкольника
Дошкольный период Мышление Краткая характеристика
Младший

(3-4 года)

Предметно-действенное Познание объекта с помощью практических действий: ощупывание предмета, разъединение и соединение частей, ломание игрушек.
Средний

(4-6 лет)

Предметно-действенное (развивается); визуально-образное (формируется) Изучение объекта посредством наглядного восприятия как с использованием практических действий, так и без них. Увеличение объема памяти, развитие внимания и воображения. Способность использовать изобразительные схемы для решения простых задач.
Старший

(6-7 лет)

Визуально-образное (развивается); словесно-логическое (формируется) Попытки систематизировать представления об объекте. Формирование понятий. Установление причинно-следственных связей. Способность рассуждать, решать более сложные задачи.

Возможные нарушения

Иногда родители и педагоги сталкиваются с проблемами обучаемости среди дошкольников. Основные нарушения:

  • дефицит внимания;
  • трудности с усвоением материала;
  • плохая память.

Эти негативные особенности сопряжены с отклонениями нервно-психического характера и наблюдаются на фоне нестабильного эмоционального состояния, поведенческих нарушений, неврологических расстройств.

Нарушения мышления

Нарушение мышления у детей связано с проблемами речевого развития. Отклонения в этой сфере отражаются на всех видах психической деятельности, включая мыслительные процессы. Для общего недоразвития речи характерны такие признаки:

  • позднее произношение первых слов (к 3-4 годам);
  • ограниченность словарного запаса;
  • нарушения в произношении звуков;
  • трудности в построении фраз;
  • недостаток речевой активности.

Причиной патологии служат неблагоприятные факторы, имевшие место на стадии внутриутробного развития, во время родового процесса, в послеродовой период.

Необходимость развития мышления

Мышление является одной из высших форм человеческой деятельности, инструментом для получения и усвоения информации. Развитие мышления у детей — это процесс передачи знаний, обучение приемам и способам умственной деятельности.

Цели работы в этом направлении:

  1. Развитие умственных способностей ребенка.
  2. Подготовка к усвоению школьной программы.
  3. Всестороннее формирование личности.

Необходимость развития

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развивающих занятий, поскольку:

  1. В это время организм и нервная система находятся на этапе становления. Восприятие новой информации происходит естественным образом, дети легко поддаются обучению.
  2. Мышление дошкольника оперирует представлениями и образами, что расширяет рамки познания.
  3. У ребенка появляется способность управления мыслительными процессами, развивается творческое воображение.
  4. Для детей дошкольного возраста характерна любознательность. Они любят спрашивать, пытаются рассуждать.
  5. В сознании дошкольника интенсивно формируется целостное восприятие мира.
  6. Развивается речь. Ребенок овладевает родным языком.

Как развить детское мышление

Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста — игра. Согласно исследованиям, занятия с дошкольниками наиболее эффективны, если проводятся по игровой методике. Работу по развитию умственных способностей рекомендуется вести в нескольких направлениях.

В таблице показано, как развивать логическое мышление у ребенка, какие упражнения можно использовать:

Вид заданий Описание Оборудование
Задания на развитие памяти Детям необходимо запоминать элементы картинок, расположение предметов, последовательность деталей и пр. Карточки, кубики, объемные буквы и цифры
Логические упражнения Ребенку предлагается найти недостающую деталь, определить закономерность путем простого анализа, сравнения и рассуждения. Изображения, фигурки, предметы
Задачи на формирование навыков классификации От дошкольника требуется группировать предметы по какому-либо признаку. Карточки с изображениями
Упражнения на концентрацию внимания Ребенок должен находить различия между изображениями. Карточки с рисунками
Задания на развитие пространственного восприятия В процессе выполнения ребенок учится мысленно представлять необходимое расположение деталей объекта. Конструкторы, сборные фигуры, объемные головоломки
Упражнения на развитие аналитических способностей Детям нужно отыскать на картине детали, нарисованные неверно. Картинки-небылицы
Задачи на формирование стратегического подхода Для их решения ребенку необходимо продумывать действия наперед. Интеллектуальные настольные игры — домино, шашки, шахматы

В процессе комплексных занятий развиваются различные виды мышления:

  • предметно-действенное;
  • визуально-образное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое;
  • пространственное;
  • нестандартное.

Мыслительные операции

Формируются навыки мыслительных операций, основные из которых:

  • анализ;
  • сравнение;
  • классификация;
  • синтез.

Для достижения желаемого результата игровые уроки по развитию мышления должны проводиться регулярно.

Варианты занятий

С целью всестороннего развития мыслительных способностей желательно чередовать различные типы игр.

Устные игры

Игровые занятия со словами развивают логическое мышление, увеличивают словарный запас, расширяют кругозор. Рекомендуется выбирать игры, в которых требуется:

  • проводить аналогии;
  • обобщать;
  • группировать предметы и явления;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Устные игры

К данной категории упражнений относятся:

  1. Игры в ассоциации. Ребенку называют предмет и предлагают назвать похожий. Спрашивают, почему он его выбрал, и просят перечислить схожие признаки.
  2. Придумывание новых концовок для знакомых сказок.
  3. Совместное сочинение историй и стихов. Один ребенок придумывает первую строчку, другой сочиняет продолжение по смыслу.
  4. Игры в «Да — Нет». Взрослый загадывает предмет, персонаж или явление и предлагает дошкольнику его отгадать. Для этого ребенку разрешается задавать наводящие вопросы, на которые он получает ответы «Да» или «Нет».
  5. Игра «верю — не верю». Взрослый произносит фразу, например: «Все зайцы — серые», «Яблоко — это фрукт» и т.п. Ребенку предлагается ответить, верно утверждение или нет. При этом важно, чтобы дошкольник логически обосновал ответ.

Взаимодействие с предметами

  1. Игра, обучающая классифицировать предметы. Перед ребенком раскладываются игрушки, изготовленные из разного материала (например, деревянные и пластмассовые). Дошкольнику предлагается сложить их в 2 коробки, сгруппировав по общему признаку.
  2. Игра на развитие речи и творческого мышления. На стол выставляются знакомые детям предметы. Одному из дошкольников (ведущему) предлагается, не указывая на предмет, сформулировать его описание в виде загадки. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, становится ведущим.
  3. Игра на развитие внимания, логического мышления и речи. Дети становятся в круг, воспитатель с мячом — в центр круга. Бросая мяч одному из участников, он произносит обобщенное название предмета, например «Игрушка». Ребенку нужно поймать мяч и назвать предмет из предложенной категории, например «Кукла».

Настольные игры

Игры этого типа эффективно развивают:

  • память;
  • внимание;
  • счет;
  • пространственное воображение;
  • стратегическое мышление;
  • познавательные способности.

Настольные игры

Кроме этого, они тренируют мелкую моторику, тем самым способствуя развитию мышления и речи.

На начальном этапе подойдут такие настольные игры, как «Синий слоник» (от 3 лет). С их помощью дети научатся играть по правилам: бросать по очереди кубик, передвигать фишки, принимать самостоятельные решения.

Ребятишкам постарше будут полезны игры, развивающие ту или иную мыслительную способность.

Для тренировки памяти подойдут:

  • «Цыплячьи бега» — от 4 лет;
  • «Сюрпризы» — от 6 лет;
  • «Аллес Томате» — от 6 лет.

Для развития внимания:

  • «Цыплячьи бега: прятки» — от 4 лет;
  • «Дикие Джунгли» — от 7 лет;
  • «Грузи и вези» — от 7 лет.

Для развития воображения и речи:

  • «Активити» для маленьких — от 4 лет;
  • «Алиас» для детей от 5 лет;
  • «Скрабл Джуниор» — для дошкольников от 5 лет.

Для обучения устному счету:

  • «Халли Галли» — от 5 лет;
  • «10 свинок» — от 6 лет.

Конструирование для пространственного мышления

В процессе занятий с конструктором ребенок собирает предметы по схемам или воспроизводит задуманные конструкции. Это помогает развить:

  • мелкую моторику;
  • структурно-логическое мышление;
  • пространственное восприятие;
  • творческое воображение.

Конструирование

Младшие дошкольники создают постройки из кубиков. Дети постарше собирают модели различной степени сложности, используя разные виды конструктора.

Загадки и головоломки

Этот тип игровых упражнений развивает:

  • логическое мышление;
  • творческие способности;
  • нестандартный подход к решению задач.

Для занятий используются:

  • устные народные загадки и головоломки;
  • логические задания из авторских сборников (например, от Льюиса Кэрролла);
  • геометрические фигуры-головоломки: кубик Рубика, пентамино, танграм (развивают структурно-логическое и пространственное мышление).

Развитое логическое мышление поможет ребенку не только получить образование, но и подготовиться к решению задач предстоящей взрослой жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector