Развивающие игры на мелкую моторику для детей

В начальном периоде жизни подвижность объективно является единственным аспектом развития ребенка, наблюдая за которым родители и педиатры могут судить о его умственном развитии. Чем точнее движения руками, тем выше уровень интеллекта. Поэтому так важно использовать игры на развитие мелкой моторики у маленьких детей.

Игры на развитие мелкой моторики

Упражнения на бытовых предметах

Уровень сенсомоторного развития находится в прямой зависимости от степени подвижности и точности движений пальцев рук. Поэтому родителям детей с задержкой речи неврологи рекомендуют заниматься пальчиковой гимнастикой ежедневно. Ведь речевой и моторный центры в мозгу находятся рядом, и стимуляция двигательных функций благотворно влияет на развитие языка.

Но и для здоровых, активных детей гимнастика с несложными упражнениями для развития мелкой моторики не будет лишней. Советский педагог В. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

С двух до трех лет поведение детей основано на подражании. Мамам будет несложно заинтересовать ребенка этого возраста делать то, что она ежедневно делает сама: застегивать и расстегивать пуговицы, открывать и закрывать коробочки, поднимать мелкие предметы с пола, перебирать бусинки, перелистывать страницы журнала и т.д.

Важно с самого раннего детства учить ребенка пользоваться столовыми приборами. Можно брать даже палочки для суши.

У детей с точными, скоординированными движениями пальцев рук в дальнейшем не будет проблем с рисованием и каллиграфией, а речевое развитие пройдет без сложностей.

Чистка вареного яйца

Для малышей подражать родителям — естественный процесс. Сварите два яйца и очистите их вместе. Одно сами, не торопясь, а второе дайте ребенку. Сопровождайте каждое свое движение объяснением:

  • покатайте яйцо по столу;
  • разбейте скорлупу;
  • очистите яйцо;
  • сложите скорлупки в блюдечко.

Чистка вареного яйца

Не торопитесь, делайте все медленно, чтобы ваша скорость «работы» совпадала со скоростью ребенка.

Во время этого упражнения дети учатся удерживать гладкие предметы в руке и развивают «пинцетный» пальчиковый захват, когда собирают мелкие кусочки со стола.

Разворачивание предметов

Заворачивайте в кусочки бумаги, фольги или ткани яркие, интересные предметы. Попросите найти того, кто «прячется». Пусть сначала это будет что-то крупное, чтобы крохе было несложно найти спрятанное. Постепенно уменьшайте размеры предметов и увеличивайте количество слоев, которые нужно развернуть.

Сначала оставляйте торчащий краешек, чтобы маленьким пальчикам было за что ухватиться. Начинать можно с разворачивания конфет.

Бросание монет в копилку

Проталкивание монеток в тонкие щели — хорошая гимнастика не только для пальцев, но и для общей сенсорики. Дошкольники тренируют свой глазомер. Они учатся определять не только величину предметов, но и их форму, материал, свойства, цвет. Поэтому тренировки можно усложнять поэтапно:

  1. Сначала бросаем одинаковые монеты или пуговицы в большие отверстия.
  2. Уменьшаем монетки и щели.
  3. Добавляем копилки. Маленькие монеты бросаем в маленькую копилку, большие — в большую.
  4. Добавляем другие предметы и просим забрасывать в копилку только деньги. Остальное складываем в другую коробочку.
  5. Разделяем монетки на «белые» и «желтые», раскладываем их по разным копилкам.

Бросание монет в копилку

В качестве копилок для сортировки маленьких деталей можно использовать пластиковые бутылки и жестяные банки.

Таким образом развивается понимание разного качества и предназначения предметов.

Расстегивание застежек

Приучайте детей расстегивать и застегивать самостоятельно:

  • пуговицы и крючки на одежде;
  • липучки на обуви;
  • молнии на сумках и куртках;
  • замки на поясах;
  • кнопки.

Хорошо развивает мелкую моторику рук лепка из теста, глины и пластилина, рисование на песке.

Игры для самых маленьких

Для детей до трех лет удобно использовать развивающие коврики Монтессори или бизиборды.

Коврик Монтессори

Их несложно изготовить самостоятельно. Достаточно пришить или приклеить на кусок плотной ткани яркие пуговицы разных размеров, кармашки на липучках и молниях, замочки, вращающиеся бусины. Дети с удовольствием рассматривают и «работают» с этой игрушкой. Главное условие — детали должны держаться крепко, чтобы малыш не смог их оторвать и проглотить.

Пока мама рядом, но занята домашними делами, ребенок увлеченно занимается тем, что пытается открыть молнию на карманчике или закрыть в нарисованном на коврике доме окна и двери на пришитую петельку. Бизиборды расширяют сенсорный опыт и удовлетворяют познавательные запросы детей, которые еще не посещают детский сад.

Не всегда нужен дидактический материал для заданий. В ход могут идти мелкие вещи, которые всегда есть под рукой.

Солнышко-колоколнышко

В детских садах для развития мышц пальцев делают упражнение «Солнышко-колоколнышко».

Ребятам предлагают размять пальчики, изображая солнце:

  1. Шевелить вторым и третьим пальцем, изображая шаги светила по небосводу: «Солнышко гуляет по небу.»
  2. Быстро сжимают и разжимают кулаки — солнце бросает лучи на землю.
  3. Делают хватательные движения щепотью, как будто все подбирают лучики, чтобы согреться весной.
  4. «Рисуют» указательным пальцем круг в воздухе, показывая, что солнышко круглое.

Солнышко-колоколнышко

По этому шаблону можно проводить гимнастику для пальцев изображая других персонажей:

  • ежика (топорщим пальцы, изображая иголки);
  • мышку (показываем, как мышка машет хвостиком);
  • дождик (тарабаним пальцами по столу, подражая стуку дождя в окна) и т.д.

Основное правило таких тренировок — чередование статических, динамических и расслабляющих упражнений.

Ладушки-ладушки

Можно играть с ребенком в парные игры для рук.

Все дети с увлечением играют в ладушки. Это прекрасная тренировка координации движений, соревнование и массаж ладоней одновременно. В ней задействованы и мышечная, и нервная системы. Во время игры малыши учатся распрямлять пальчики и хлопать одной рукой о другую. Если используется парный вариант, то дети учатся координировать свои движения в тандеме с напарником. Проигрывает тот, кто первым промахнется во время хлопка.

Мамам детей от полугода до 1,5 лет можно практиковать «сороку-ворону», загибая пальчики на словах «этому дала и этому дала». А круговые поглаживания ладошки стимулируют кинетико-моторный центр в мозге малыша.

Ладушки

Игры, развивающие ловкость и координацию рук, закладывают базу для нормального психоэмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Тянем-потянем

Эта парная игра — хорошая тренировка для мышц кистей и пальцев, которая стимулирует деятельность полушарий мозга. Правила просты: один пытается вытянуть лист бумаги или кусок ткани из руки второго. Хорошо укрепляет мышцы пальцев и ловкость рук.

Сложный вариант этой игры называется «А ну-ка, отними!». Ребенок прячет в ладошке бусинку или пуговицу, а мама пытается разжать пальчики, чтобы достать спрятанный предмет. Потом играющие меняются ролями.

Рисование на бумаге

Это приятный вид деятельности, который дети любят. Но еще это и тренировка согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Раскрашивание — уже следующий этап, когда приходится удерживать линии и штрихи в пределах заданных контуров. Эти задания требуют хорошего глазомера, усидчивости и внимательности. Поэтому детские психологи не советуют покупать раскраски детям до 4 лет. Это же правило касается вырезания узоров из бумаги и собиранию пазлов.

Рисование на бумаге

Но простые мозаики из крупных деталей можно предлагать собирать уже 2-летним.

Музыкальные инструменты

Игры под музыкальное сопровождение помогают задать ритм тренировке и акцентируют сильную долю в упражнениях на динамическое напряжение.

Можно начинать пальчиковую тренировку в медленном темпе, постепенно ускоряя его под аккомпанемент инструмента. Этим взрослые регулируют скорость и величину нагрузки во время занятий. Музыка оказывает и дополнительное воздействие, активизируя левое полушарие мозга, отвечающее за речь.

Для детей, которым уже исполнилось 7 лет, игра на музыкальных инструментах заменяет остальные упражнения по развитию мелкой моторики. Детские психологи отмечают, что ребята, которые посещают музыкальную школу или играют самостоятельно, под руководством родителей, имеют высокую успеваемость в школе. Они легче запоминают стихи и правила, им легко дается изучение иностранных языков. Дети-музыканты меньше страдают от тревожных расстройств и легче справляются со школьной программой.

Специальные задания для письменного выполнения

Подготовка руки к письму должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Дети не любят писать, и это вызывает трудности в работе с первоклассниками.

Поэтому подготовительные упражнения лучше начинать в 4-5 лет.

Сначала предлагаются простые задания, постепенно их усложняя:

  • горизонтальные и вертикальные линии;
  • крестики;
  • наклонные линии;
  • треугольники;
  • квадраты;
  • волнистые линии;
  • овалы;
  • круги;
  • ряды параллельных черточек.

Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу писал шариковой ручкой. Пусть рисует красками, мелом, пальцем на песке.

Нарисуйте ему образец на бумаге или на асфальте. Попросите продолжить рисунок по вашему образцу.

6-летний ребенок уже может справиться с несложной прописью. Но письменные задания должны проходить в игровой форме и не утомлять. Тогда к школе моторика руки будет подготовлена и ребенок с легкостью освоит письмо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector