Список коммуникативных игр с детьми

Коммуникативные игры помогают детям формировать социальные навыки. Это важно для развития человека в любом возрасте. Общение и контакт с окружающими помогают получать новые знания и опыт, которые используются в дальнейшем при принятии решений. Если коммуникативные способности у ребенка развиты слабо, в будущем он может испытывать трудности в социуме, что осложнит его жизнь.

Коммуникативные игры

Зачем нужны коммуникативные игры

В 4-5 лет дошкольники владеют лишь начальными навыками общения. Они хаотичны и становятся неэффективными на следующих этапах развития. Дети младшего возраста преимущественно общаются с родителями. К сверстникам они тянутся, но чаще стараются проводить время с одним товарищем, без других ровесников. Объединить детей в группу способны только совместные игры. Умения вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка пока нет, но коммуникативные игры помогают исправить это и подготовиться к школе.

Старшим детям часто тоже нужна дополнительная поддержка. Школьники уже понимают, что могут взаимодействовать с окружением не только в игровом формате, однако у них возникают новые вопросы.

Их нужно направлять: объяснять нормы, обучать правильно использовать невербальные и вербальные средства общения, помогать предугадывать чувства и эмоции других людей. Целью игр является формирование коммуникативной компетенции и умение использовать ее в повседневности.

Польза для детского развития

Коммуникативные упражнения полезны по следующим причинам:

  1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.
  2. Вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
  3. Способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. Люди с в меру живой мимикой оцениваются другими как более привлекательные, т.к. они харизматичные. В будущем человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.
  4. Улучшают воображение. Это становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность. Неординарный подход делает ребенка более популярным, его успехи чаще отмечают воспитатели и учителя. Это повышает самооценку. Дети становятся счастливыми, т.к. получают одобрение со стороны других.
  5. Развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.
  6. Учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначала ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.
  7. Развивают склонность к эмпатии. Ребенок учится понимать не только себя, но и других. Он начинает сочувствовать и сопереживать окружающим. На этой почве ему становится проще заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с людьми. При возникновении конфликтных ситуаций дети старшего возраста с развитыми коммуникативными навыками смотрят на проблему с обеих сторон, затем спокойно обсуждают происходящее и пытаются найти решение. Если умения развиты плохо, приоритетное значение имеет выражение эмоций или достижение собственной цели вне зависимости от средств.
  8. Учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации. Нормы позволяют направлять ребенка в дальнейшем, не дают ему стать асоциальным, препятствуют формированию девиантного поведения.
  9. Помогают позитивно воспринимать окружающий мир. В ходе занятий и проработки дидактического материала вырабатывается доверие. Ребенок заранее воспринимает окружающих людей позитивно. Благодаря чувству безопасности ему становится проще общаться и развиваться. Вырабатывается способность просить о помощи. Если человек относится к окружающему миру негативно, он испытывает постоянный стресс. Ему трудно о чем-либо просить, он предпочитает как можно меньше контактировать с другими людьми. Это замедляет развитие и снижает продуктивность.
  10. Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Польза коммуникативных игр

При неблагоприятном стечении обстоятельств, если коммуникативные навыки ребенка не развиваются, ему становится трудно жить в обществе. Он теряется при общении, говорит заторможено, не всегда отвечает адекватно.

Из-за этого не происходит формирование связей с окружающими, отсутствует позитивный опыт, ребенок начинает видеть в окружающем мире угрозу и опасность. Это может преследовать человека всю жизнь. В результате появляется склонность к самоизоляции. Жизненная позиция становится пассивной. Возникает стресс, повышается риск развития психических отклонений.

Особенности и виды коммуникативных игр

Выделяют следующие виды коммуникативных игр:

  1. На ранжирование. Например, детям нужно охарактеризовать 4-6 цветов. Участникам дают время на подготовку. Когда все записывают свои ассоциации, их просят поделиться мнением друг с другом. Такие игры развивают речевые навыки, умение вести диалог и способность выражать мнение.
  2. С использованием принципа информационного пробела. Между участниками неравномерно распределяют какие-либо знания. Затем их подталкивают к общению, целью которого является заполнение информационных пробелов.
  3. На группирование или поиск подходящих вариантов. Одним участникам дается первая часть информации, другим — вторая. В результате каждый должен найти свою пару и объединить знания. Это может быть составление совместного рассказа или воспроизведение сценки.
  4. На поиск пары и координацию действий. Для этого типа игр характерно искусственное создание таких условий, при которых дети могут найти себе друзей с похожими интересами или планами. Пример игры — «Шоппинг». Участников просят рассказать, какие продукты или вещи они купили бы в магазинах и почему. В процессе игроки больше рассказывают о себе и сближаются.
  5. Интервью. Подразумевают прямой рассказ о себе. Участники могут по очереди отвечать на одни и те же вопросы и сверять ответы либо примерять роли ведущих. Тематика может быть любой.
  6. Ролевые игры. В их процессе у детей развиваются навыки эмпатии. У них появляется возможность встать на место другого человека и попытаться ощутить то же, что и он.

Особенности коммуникативных игр

Ключевым отличием коммуникативных упражнений является создание условий для спонтанного общения. В процессе ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Игры для старших дошкольников

Существует множество коммуникативных игр для детей 4-6 лет. Они подразумевают работу в большом коллективе, но некоторые могут быть проведены и с родителями. Первое предпочтительнее, т.к. ребенку приходится общаться со многими собеседниками, что делает его опыт многогранным.

«Золотой гусь»

Игра основана на одноименной сказке, в которой люди приклеивались друг другу. Участники встают в круг. Ведущий по очереди просит каждого назвать любую часть тела. После этого он считает до трех. Игроки должны «приклеиться» к соседу справа той частью тела, которую они назвали. Точка соприкосновения не имеет значения, но в процессе никто не должен упасть.

«Пять островов»

Организаторы оставляют на полу 5 больших цветных кругов. Каждый из них должен иметь такую площадь, которая способна вместить всех игроков. После подготовки попросите всех участников выбрать тот «остров», на котором они хотят жить. Предупредите детей, что скоро наступит цунами. Острова по очереди будет топить, а их жителям придется перебираться к соседям. Затем выбирайте круг и просите детей «переехать». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся на одном острове.

«Поздоровайся»

Игра помогает развивать воображение и создает психологически непринужденную атмосферу. Сначала ведущий рассказывает о разных способах приветствия. Можно взять примеры из других стран или придумать собственные методы. Затем участникам предлагают поздороваться друг с другом любым способом. Игроки могут придумать свои жесты.

Игра Поздоровайся

Игра «Путанка»

Для игры понадобятся 4-8 участников и ведущий. Последний отворачивается и дает время на подготовку. Игроки встают в круг, берутся за руки и начинают путаться друг с другом, образуя единый живой клубок. Ведущий должен распутать участников.

Главное условие — нельзя разрывать руки. Участники в это время могут представить, что они превратились в одного большого зверя. Сначала им нужно определиться, где находится хвост этого животного, а где — голова, затем научиться ходить во все стороны.

«Кенгуру с детенышем»

Игра не только учит действовать сообща, но и развивает скорость и ловкость движений. Вместо детеныша используют мяч или любой другой небольшой предмет. Участников нужно поделить на 2-3 команды. Ведущий отмечает линию старта и финиша, затем дает команду. Игроки выстраиваются в порядке очереди. Первые участники зажимают мяч между ногами и начинают прыгать к финишу. Потом разворачиваются и возвращаются к своей команде, передают «детеныша» и громко произносят: «Я — кенгуру!» Игра продолжается, пока все не пройдут трассу.

«Зеркальное отражение»

Двое участников становятся напротив друг друга. Первый совершает движения в произвольном порядке. Другой игрок должен повторять.

«Хромая уточка»

Игра рассчитана на компанию от 5 участников. Ведущий выбирает площадку для игры и отмечает границы, за которые нельзя выходить. Один игрок становится «хромой уточкой». Он встает в центр. Остальные игроки произвольно распределяются по выбранной площадке. Они становятся на одну ногу, вторую сгибают в колене и придерживают стопу рукой. По сигналу ведущего «хромая уточка» начинает гоняться за остальными и пытаться их поймать. Если это удается, попавшийся игрок тоже помогает схватить других. Последний оставшийся участник становится новой «хромой уточкой» в следующем раунде.

Игра

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные игры преследуют те же цели, что и классические. Они стараются подтолкнуть детей к выстраиванию отношений.

В процессе появляются условия для свободного проявления личностных качеств. Единственное отличие — наличие звукового сопровождения.

Датская народная мелодия

Другое название игры — «Здравствуйте!» Ведущий включает музыку. Игроки совершают танцевальные движения, пока не услышат протяжный аккорд. В этот момент они должны пожать руку другому участнику. Затем танец продолжается до следующего длинного аккорда. Каждый раз нужно здороваться с новым игроком.

«Что видели — покажем»

Дети разбиваются на несколько команд. В каждой должно быть от 2 до 6 человек. После этого дается время на подготовку, в течение которого участники придумывают, что они будут показывать. Это может быть небольшая сценка, демонстрация какого-то вида спорта или имитация поведения животного. Затем первая команда молча показывает задуманное, а другие должны отгадать, что участники изображали. После этого выступает следующая группа.

«Ищи музыку»

Под музыку дети становятся парами и выстраиваются в круг так, что один стоит к центру спиной, а другой — лицом. В середине находятся водящий. Он дает команду «Ищи!», после чего все, кто стоят лицом к центру, забегают в круг. Остальные поворачиваются и ждут следующего раунда, в котором искать будут уже они. Играет музыка, участники внутри круга танцуют. Когда наступает тишина, игроки быстро должны найти себе пару из тех, кто стоит на месте. Тот, кто остался один, становится следующим ведущим.

«Звериное пианино»

Дети присаживаются на корточки в один ряд. Они исполняют роль клавиш в пианино. Каждому ребенку дают карточку с изображением животного, голосом которого он становится. Ведущим проходит мимо пианино и нажимает на «клавиши», т.е. прикасается к головам детей. Каждый игрок должен откликаться голосом соответствующего животного.

Игра «Нос к носу»

Под включенную музыку участники двигаются по всей комнате. По команде ведущего они останавливаются, находят себе пару и соприкасаются теми частями тела, которые назвал взрослый. Можно попросить игроков прижаться друг к другу ушами, коленками, носами и т.д. Затем музыка снова включается, дети продолжают двигаться до следующей остановки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector