Содержание
Занимаясь подготовкой ребенка к школе, родители должны научить его четко произносить все звуки родного языка. Популярная методика обучения — использование слогов для чтения: карточки с яркими буквами привлекут внимание ребенка, превратив занятия в увлекательную игру, в которой он постигнет азы русской словесности.
Плюсы и минусы обучения по карточкам
Домашние уроки с дошколятами по карточкам со слогами — самая популярная методика первой ступени обучения грамматике. Она разработана для детей в возрасте от 6 месяцев.
Позитивные моменты программы:
- Наглядные пособия для изучения азбуки и грамматики с детьми можно изготовить самостоятельно. Готовые наборы карточек со слогами имеются в свободной продаже.
- Тренировка эффективна, особенно если методика применяется на самых ранних этапах развития ребенка.
- Игровая стратегия вызывает у ребенка положительные эмоции, закрепляя в подсознании любовь к чтению. В игре дети проявляют творческие способности.
- При ежедневных занятиях у дошкольников развивается фотографическая память, улучшается способность к запоминанию большого объема информации, повышается концентрация.
- По мнению преподавателей начальных классов, дети, изучавшие азы чтения по слоговым карточкам, допускают меньше орфографических ошибок во время письма.
Отрицательные стороны учебной программы:
- Упражняться с ребенком придется ежедневно. Образовательный процесс отнимает много времени, а не систематические занятия не дают хорошего результата.
- Программа рассчитана на усредненного индивида, специфические особенности каждого ребенка не учитываются. Такой метод преподавания не подходит гиперактивным детям: они не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете.
- Отсутствует подключение тактильного восприятия мира, что делает занятия однообразными и монотонными. Это часто вызывает быструю утомляемость и потерю интереса. Поэтому задания дробятся на части и повторяются в течение дня.
- Методика разрабатывалась для обучения грамоте детей до 5 лет. Ребятам постарше занятия по картинкам могут быть не интересны.
Развивающие карточки
В качестве наглядного пособия для обучения чтению используют карточки из плотного картона размером 10 на 50 см, на которых печатным шрифтом написаны буквы и слоги (высота шрифта 7,5 см и толщина 1,5 см).
Гласные печатаются красным цветом, согласные — синим и зеленым. Наглядные пособия со слогами можно сделать самостоятельно или купить учебные комплекты с хорошей полиграфией.
Среди готовой продукции наибольшей популярностью у родителей и педагогов пользуются:
- Комплект «Чтение по Доману». В наборе 20 карточек с простыми словами. Данное пособие предназначено для начального обучения чтению детей в возрасте от 0,5 до 7 лет.
- Набор обучающих карточек «Вундеркинд с пеленок. Чтение по Доману-2». Материал является дополнением к предыдущему комплекту, рекомендован для детей, освоивших первую ступень.
- «Кочка за кочкой» — развивающий набор, содержащий 88 слоговых карточек с гласными первого ряда (А, И, О, У, Ы, Э). В комплект включены прямые и обратные слоги. Учебное пособие дополнено красочными картами со сказочными героями;
- «100 карточек для первого чтения по слогам» издательства «АСТ». Это пособие для развития навыков чтения, составления слов и коротких предложений;
- «Чтение» — развивающие карточки для детей 6-7 лет, издательство «Росмэн», серия «Школа для дошколят». Комплект содержит 68 карточек со слогами, задания составлены по принципу от простого к сложному.
Как пользоваться карточками
Работа со слоговыми карточками предполагает, что ребенок хорошо знает весь русский алфавит. Перед началом обучения желательно составлять расписание занятий на неделю.
Важно прописывать подробный план мини-урока на каждый день. График занятий корректируется исходя из потребностей и возможностей ребенка.
На начальном этапе можно придерживаться данного алгоритма:
Дни недели | План занятий |
---|---|
Понедельник | Ребенку поочередно показывают 5 карточек со слогами, четко и ясно произнося каждый звук. Например: МА, БА, ПА, РА, СА. Не нужно заставлять повторять слоги. Это вводное занятие. Далее в течение первого дня следует 2-3 раза повторить показ выбранных карточек, с интервалом в 1,5-2 часа. Ребенок должен привыкнуть к повторяющимся действиям и вовлечься в игру |
Вторник | Начинается занятие с показа вчерашних карточек. Далее нужно попросить ребенка повторить все слоги. Если он произносит звуки невнятно, нужно проговорить их снова. После можно показать 5 новых карточек. При этом количество показов за день увеличивается до 6, а интервал между заданиями сокращается до 1 часа |
Среда | Добавляется 5 слогов, а количество показов за день увеличивается до 9, интервал между демонстрацией уменьшается до 40-30 минут |
Четверг | Проверяется весь пройденный ранее материал и прибавляется 5 дополнительных слогов, число демонстраций увеличивается до 12, интервал сокращается до 30 минут |
Пятница | К пятому занятию набор карточек со слогами достигает 25, а показы увеличиваются до 15 в день с интервалом 20-30 минут. |
Суббота | В конце первого блока добавляются 5 слогов, при этом из всех изученных комплектов убирается по одной старой картинке |
Опираясь на данный алгоритм, можно составить программу мини-уроков для дошкольников на каждую неделю. Во время первых занятий нужно внимательно следить за настроением ребенка.
Нельзя принуждать его к обучению, если это ему неинтересно. Лучше подождать проявления искреннего интереса с его стороны. Время для проведения занятий следует выбирать с учетом режима дня, к которому ребенок привык.
Важно, чтобы у родителей, которые преподают чтение, была четкая дикция и хорошо поставленная речь.
Все дети неосознанно копируют произношение у взрослых. Иногда лучше пригласить репетитора. Невнятное или картавое произношение звуков впоследствии спровоцирует ошибки при обучении письму.
Особенности построения обучающего процесса
Знакомить ребенка с азбукой необходимо постепенно, двигаясь от простого к сложному, начиная с правильного произношения звуков. Далее идет обучение чтению слогов, составляются короткие слова. Потом идут фразы и предложения, после чего переходят к прочтению несложных текстов.
Весь процесс делится на 4 ступени:
- Начальный этап — знакомство с гласными и согласными звуками. Далее дети учатся выделять среди согласных твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
- На второй ступени ребенок учится читать по слогам. Важно следить, чтобы он называл все буквы не по отдельности, а плавно и неразрывно произносил слоги. Научить мелодичному произношению слогов поможет музыка. Для этого потребуется составить веселые песенки. Дети любят петь, и этим стоит воспользоваться.
- Освоив произношение открытых и закрытых слогов, можно переходить к составлению и прочтению целых фраз, также действуя по методу от простого к сложному. На этом этапе обучение превращается в увлекательную игру, в процессе которой ребенок учится составлять небольшие фразы и различать разные части речи.
- В заключение ребенок приступает к чтению небольших текстов. Он узнает, что предложение состоит из нескольких слов, а первое всегда пишется с заглавной буквы.
Научившись свободно читать, дети расширяют свой кругозор и получают доступ к новым знаниям. Освоение азов грамматики до поступления в 1 класс упрощает процесс начального обучения и повышает детскую самооценку. При своевременном подходе к изучению слогов уже в 6 лет многие дошколята демонстрируют высокую технику чтения.